Любую программу, написанную на языке программирования Паскаль можно условно разделить на три основные части:
• раздел объявлений и соглашений (заголовок программы, подключаемые библиотеки, объявление глобальных меток, глобальных констант, глобальных типов, глобальных переменных);
• раздел процедур и функций (заголовок процедур (функций), объявление локальных меток, локальных констант, локальных типов, локальных переменных, основной блок процедуры или функции);
• раздел основного блока программы, заключенный в операторные скобки begin и end.
Программа на Паскале схематически может быть изображена следующим образом:
program N;
uses подключаемые библиотеки;
label ml, m2 ,…, mn;
const k1 = значение_1;
k2 = значение_2;
…
kn=значение_n;
type t1=вид_типа_1;
t2=вид_типа_2;
…
tn=вид_типа_n;
var v1:mun_1;
v2:mun_2;
…
vn: mun_n;
begin
операторы
end.Здесь N – имя программы; m1, m2,…, mn – идентификаторы меток; k1,k2,…,kn – идентификаторы констант; t1, t2, …, tn – идентификаторы типов; v1, v2,…, vn – идентификаторы переменных.
Операторы выполняются в порядке следования друг за другом.
В результате выполнения оператора присваивания переменной присваиваются значение некоторого выражения. Примеры операторов присваивания:
a:=0;
b:=c;
x:=x+1;Во всех случаях вначале вычисляется значение выражения, расположенного справа от комбинации символов « := », а затем вычисленное значение присваивается переменной, расположенной слева. Для того чтобы оператор присваивания мог быть выполнен, необходимо, чтобы все переменные, которые входят в выражение, имели некоторые значения.
Для ввода и вывода результатов используются операторы ввода и вывода.
Они могут выглядеть‚ например, так:
Read(a);
Read(x1, x2, y);
Write(x);
Write(x +y, x –y); Оператор ввода состоит из идентификатора read и следующего за ним в круглых скобках списка переменных. Число переменных в списке может быть любым. Оператор вывода состоит из идентификатора write и следующего за ним в круглых скобках списка выражений.
При выполнении оператора ввода переменным присваиваются значения исходных данных.
Пример.
Даны три стороны треугольника. Найти его площадь.
1) Даны стороны А, В, С треугольника. А, В, С – действительые.
2) Для нахождения площади применяем формулу Герона:
, где
3) Алгоритм решения:
4) Типы данных выбираем следующим образом:
А, В, С – действительные, p, S - вещественные;
5) Текст программы:
program lab_1;
var A, B, C: Integer;
p, S: Real;
begin
writeln(’Введите длины сторон треугольника через пробел’);
readln(A,B,C);
p:=(A+B+C)/2;
S:=sqrt(p*(p-A)*(p-B)*(p-C));
writeln(’Площадь треугольника S= ’, S);
readln
end.