При изучении деятельности
предприятия важен анализ ритмичности производства и отгрузки продукции.
Неритмичность ухудшает все экономические показатели: увеличивается объем
незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на
складе, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются
поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку
продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной
платы в связи с простоями и сверхурочными работами. Все это приводит к
повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли и ухудшению
финансового состояния предприятия.
Ритмичность – это равномерный
выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте,
предусмотренных планом.
Один из основных показателей
– коэффициент ритмичности.
Коэффициент ритмичности
определяется суммированием фактических удельных весов выпуска за каждый период,
но не более планового их уровня, таблица 5.8:
Таблица
5.8
Месяц
|
Выпуск продукции (ВП), тыс. грн.
|
Удельный вес продукции, %
|
Доля продукции, зачтен-ная в выполнение плана по
ритмичности, %
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
1
|
31000
|
30240
|
32,29
|
30
|
30
|
2
|
32000
|
34272
|
33,3
|
34
|
33,3
|
3
|
33000
|
36288
|
34,41
|
36
|
34,41
|
Всего
|
96000
|
100800
|
100
|
100
|
97,71
|
Критм = 30+33,3+34,41
= 97,71(%).
Коэффициент вариации:
(5.11)
Для рассматриваемого примера
коэффициент вариации равен:
Это означает, что выпуск
продукции по месяцам отклоняется от графика в среднем на 7,3%.
Аналогичным образом
проводится анализ ритмичности отгрузки и реализации продукции.
Изучив динамику и выполнение
плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо
установить факторы изменения ее объема.
Для определения резервов
увеличения объема выпуска продукции, рассмотрим ее факторную модель, рис. 5.3.
Возможны два варианта
методики факторного анализа реализации продукции.
Методики факторного анализа
реализации продукции:
· Если
доход от реализации определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс
товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк
, отсюда РП = ГПн + ТП - ГПк
где ГПн, ГПк
– соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода;
ТП – объем выпуска
товарной продукции;
РП – объем реализации
продукции за отчетный период.
Рисунок 5.3 - Схема факторной модели объема реализации
продукции
· Если
доход от реализации определяется после оплаты отгруженной продукции, то баланс
товарной продукции имеет вид:
ГПн + ТП + ОТн
= РП + ОТк + ГПк , отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн
- ОТк - ГПк
где ОТн, ОТк
– остатки отгруженной неоплаченной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов
на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней
факторных показателей с плановыми и вычислением относительных и абсолютных
приростов каждого из них.
Особое внимание уделяется
изучению факторов, определяющих объем выпуска товарной продукции: (трудовые
ресурсы, средства труда, предметы труда). Расчет резервов увеличения выпуска
продукции осуществляется путем построения соответствующей факторной модели.
|