Финансовые результаты
деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем
рентабельности.
Количественно прибыль
представляет собой разность между чистым доходом (после уплаты налога на
добавленную стоимость, акцизного сбора и др.) и полной себестоимостью
реализованной продукции. Поэтому, чем больше предприятием реализуется
рентабельной продукции, тем больше будет объем полученной прибыли.
Следовательно, финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной
связи с использованием и реализацией продукции.
Схема формирования прибыли
представлена на рис. 9.1.
Пояснения к схеме:
Балансовая (валовая) прибыль –
включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг,
доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности.
Чистая (нераспределенная)
прибыль – это прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты
всех налогов и прочих обязательных платежей.
Потребляемая прибыль – это та ее
часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на
социальные программы.
Рисунок 9.1 - Схема формирования прибыли
Капитализированная (реинвестированная)
прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на
финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления.
В процессе анализа изучается
состав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за
отчетный период.
Основную часть прибыли
предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа
изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и
определяются факторы изменения ее суммы.
Финансовый результат от
реализации продукции в целом по предприятию зависит от следующих факторов:
– объем реализации продукции
(РП);
– ее структура (Удi);
– себестоимость единицы
продукции i-ого вида (Сi);
– уровень среднереализационных
цен (Цi).
Факторная модель имеет вид:
(9.1)
По результатам факторного
анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от операционной
деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема
продаж и снижением себестоимости продукции.
Низкое качество прибыли
характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения объема продаж и снижения
себестоимости изделий.
Следует проанализировать
также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов
продукции.
Прибыль от реализации отдельного
вида продукции зависит от следующих факторов:
– объем реализации продукции i-ого вида (РПi);
– себестоимость единицы
продукции i-ого вида (Сi);
– уровень среднереализационных
цен (Цi).
Факторная модель имеет вид:
(9.2)
Пример – оценить величину влияния
факторов на объем прибыли от реализации продукции А методом цепной подстановки
по имеющимся данным, таблица 9.1:
Таблица
9.1
Показатель
|
План
|
Факт
|
Объем
реализации, шт.
|
5700
|
4850
|
Цена,
грн.
|
5000
|
5200
|
Себестоимость,
грн.
|
4000
|
4500
|
Пплан = РПплан
* (Цплан – Сплан) = 5700 * (5000 – 4000) = 5700 тыс.
грн.;
Пусл1 = РПфакт
* (Цплан – Сплан) = 4850 * (5000 – 4000) = 4850 тыс.
грн.;
Пусл2 = РПфакт
* (Цфакт – Сплан) = 4850 * (5200 – 4000) = 5820 тыс.
грн.;
Пфакт = РПфакт
* (Цфакт – Сфакт) = 4850 * (5200 – 4500) = 3395 тыс.
грн.;
∆Побщ = Пфакт
– Пплан = 3395 – 5700 = -2305 тыс. грн.;
∆ПРП = Пусл1
– Пплан = 4850 – 5700 = -850 тыс. грн.;
∆ПЦ = Пусл2
– Пусл1 = 5820 – 4850 = +970 тыс. грн.;
∆ПС = Пфакт
– Пусл2 = 3395 – 5820 = -2425 тыс. грн.
Аналогичные расчеты проводятся
по каждому виду продукции.
Затем более детально изучаются
причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Для более полной оценки
влияния изменения объема реализации каждого вида продукции на получаемую
прибыль, проводится анализ ассортиментной политики предприятия.
Анализ ассортиментной
политики и ее влияние на прибыль проводится с помощью анализа структуры
продаж с учетом уровня доходности отдельных видов продукции по формуле:
(9.3)
где ∆ПУд –
изменение суммы прибыли за счет изменения ассортиментной политики;
Пi,план
– плановая сумма прибыли, приходящаяся на единицу i-ого
вида продукции.
Пример – расчет влияния
структуры продукции на сумму прибыли от ее реализации, таблица 9.2.
Таблица
9.2
Вид продукции
|
Объем реалии-зации, усл. ед.
|
Структура товарной продукции, %
|
Плановая прибыль на ед. продукции, грн.
|
Изменение прибыли на ед. продукции
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
+, -
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
А
|
5700
|
4850
|
35,85
|
30,77
|
-5,08
|
1000
|
-50,8
|
Б
|
5600
|
5300
|
35,22
|
33,63
|
-1,59
|
1000
|
-15,9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
В
|
2700
|
3050
|
16,98
|
19,35
|
+2,37
|
1300
|
+30,8
|
Г
|
1900
|
2560
|
11,95
|
16,25
|
+4,30
|
1626
|
+69,9
|
Итого
|
15900
|
15760
|
100,00
|
100,00
|
|
1125,8
|
+34,0
|
В связи с увеличением удельного
веса изделий В и Г, которые имеют наиболее высокий уровень прибыли на единицу
продукции, средняя величина последней повысилась на 34 грн., а общий объем
прибыли – на 536 тыс. грн. (34 грн. * 15760 усл. ед.).
|