Резервы увеличения суммы
прибыли определяются по каждому виду товарной продукции.
Основными источниками
резервов являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее
себестоимости, повышение качества и т.д., рис. 9.2.:
1. Увеличение объема
реализации продукции. Для определения резервов роста прибыли необходимо
выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на
фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида,
выражение 9.12.
(9.12)
Рисунок 9.2 - Схема резервов увеличения прибыли от
реализации продукции
Пример – определить резерв
увеличения суммы прибыли за счет увеличения объема реализации продукции,
таблица 9.3:
Таблица
9.3
Вид продукции
|
Резерв увеличения объема реализации, у.е.
|
Фактическая сумма прибыли за 1 у.е., грн.
|
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. грн.
|
1
|
2
|
3
|
4=2*3
|
А
|
194
|
700
|
135,8
|
Б
|
210
|
980
|
205,8
|
В
|
174
|
1790
|
311,4
|
Г
|
106
|
2050
|
217,0
|
Итого
|
–
|
–
|
870,0
|
Таким образом, резерв
увеличения суммы прибыли за счет увеличения объема реализации продукции
составил 870,0 тыс. грн.
2. Снижение себестоимости
продукции. Для подсчета резерва увеличения прибыли необходимо
предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции
умножить на возможный объем ее продаж с учетом резервов ее роста:
(9.13)
Пример – определить резерв
увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции, таблица 9.4:
Таблица
9.4
Вид продук-ции
|
Резерв сниже-ния себестои-мости 1 у.е. продукции,
грн.
|
Фактичес-кий объем реализации продукции, у.е.
|
Резерв увеличения объема реализации, у.е.
|
Возможный объем реализации продукции, у.е.
|
Резерв увеличения суммы прибыли, тыс. грн.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5=3+4
|
6=2*5
|
А
|
200
|
4850
|
194
|
5044
|
1008,8
|
Б
|
120
|
5300
|
210
|
5510
|
661,2
|
В
|
100
|
3050
|
174
|
3224
|
322,4
|
Г
|
130
|
2559
|
106
|
2665
|
346,6
|
Итого
|
–
|
–
|
–
|
–
|
2339,0
|
Резерв увеличения суммы
прибыли за счет снижения себестоимости продукции составил 2339,0 тыс. грн.
3. Улучшение качества
товарной продукции. Резерв роста прибыли рассчитывается следующим образом:
изменение удельного веса каждого сорта отдельного вида продукции умножается на
отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное
изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.
(9.14)
Пример – определить резерв
увеличения суммы прибыли за счет улучшения качества продукции Г, таблица 9.5:
Таблица
9.5
Сорт продукции
|
Отпускная цена за ед., грн.
|
Удельный вес, %
|
Изменение средней цены реализации, грн.
|
Факт
|
Возможный
|
+, -
|
Высший
|
8000
|
80
|
90
|
+10
|
+800
|
I
|
7000
|
10
|
10
|
0
|
0
|
II
|
6000
|
10
|
0
|
-10
|
-600
|
Итого
|
–
|
100
|
100
|
–
|
+200
|
Р↑П = +200 грн. * 2665 ед.
= 533 тыс. грн.
В связи с увеличением удельного
веса продукции высшего сорта и сокращением удельного веса II сорта средняя цена реализации единицы изделия Г возрастет на
200 грн., а сумма прибыли за возможный объем реализации – на 533 тыс. грн.
Аналогично определяются
резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта.
Резервами повышения уровня
рентабельности затрат являются увеличение суммы прибыли от реализации
продукции и снижение себестоимости товарной продукции:
(9.15)
где Р↑R
– резерв роста рентабельности;
Rвозможная
– возможный уровень рентабельности;
Rфакт
– фактический уровень рентабельности;
Пфакт – фактическая
сумма прибыли;
Р↑П – резерв
роста прибыли от реализации продукции;
РПвозмож –
возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Свозмож –
возможный уровень себестоимости каждого вида продукции с учетом выявленных резервов
снижения;
Зфакт –
фактическая сумма затрат по реализации продукции.
|