Четверг, 20.07.2017, 20:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Экономический анализ

Понятие экономического анализа

Обеспечение эффективного функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во взаимозависимости; система специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования экономических систем и направленных на диагностику и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Возникновение экономического анализа относят к 4000 году до нашей эры. Его становление и развитие связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского учета. Однако теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а именно во второй половине 19 века.

Рассмотрим место экономического анализа в системе управления.

Экономический анализ представляет собой функцию управления производством, рис. 1.1:

 

Рисунок 1.1 - Место экономического анализа в системе управления

 

Планирование – определяет направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений.

Бухгалтерский учет – обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных по хозяйственной деятельности предприятия.

Экономический анализ – позволяет получить представление о ходе выполнения плана, тенденциях и характере происходящих изменений. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние различных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки и ошибки, неиспользованные возможности.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей методами. Нет предмета исследования, нет и науки.

Предметом экономического анализа являются:

– хозяйственные процессы на предприятии;

– причинно-следственные связи экономических явлений и процессов;

– конечные финансовые результаты деятельности.

Предмет экономического анализа определяется, прежде всего функциями, которые он выполняет.

Функции экономического анализа:

– изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов;

Например, на предприятии должен выполняться закон опережающего роста производительности труда по сравнению с уровнем его оплаты.

– обоснование текущих и перспективных планов;

– контроль за выполнением планов и управленческих решений;

– поиск резервов повышения эффективности производственной деятельности;

– оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг;

– разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Все функции АХД находят свое отображение в системе показателей, причем, каждое экономическое явление чаще всего определяется комплексом взаимосвязанных показателей.

Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д.

Так как в экономическом анализе используется большое количество показателей, необходима их группировка и систематизация.

Классификация показателей:

1. По своему содержанию:

– Количественные (объем производства, количество работников);

– Качественные – определяют существенные особенности и свойства изучаемых объектов (производительность труда, себестоимость, рентабельность)

Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных и наоборот.

Например, рост производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.

2. По способу представления информации:

– Абсолютные (выражаются в денежных или натуральных измерителях);

– Относительные (выражаются в процентах, коэффициентах или индексах) – показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей.

3. По способу формирования:

– Нормативные (нормы расходов сырья, материалов, амортизации);

– Плановые (данные планов экономического развития предприятия);

– Учетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности);

– Аналитические (оценочные) – которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов деятельности.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия предусматривает систематизацию показателей по следующей схеме, рис. 1.2.

Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, с их помощью осуществляется взаимодействие подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.

Такая взаимосвязь определяет последовательность выполнения анализа – от изучения первичных показателей до обобщающих.

 

Рисунок 1.2 - Система показателей комплексного АХД

 

Например, чтобы определить плановый объем выпуска продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию. Нужно знать также условия и возможности производства, его обеспеченность трудовыми ресурсами. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции.

Категория: Экономический анализ | Добавил: eklion (11.07.2010)
Просмотров: 3554
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1423
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz