Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции. - Экономический анализ - Каталог для студента - Каталог статей - Школьный и студенчиский сайт
Понедельник, 05.12.2016, 20:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Экономический анализ

Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции.

Важным показателем, характеризую­щим работу предприятий, является себе­стоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результа­ты деятельности предприятий, темпы рас­ширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, ра­бот и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изме­нения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить ре­зервы и выработать корректирующие ме­ры по использованию возможностей сни­жения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимо­сти продукции являются следующие показатели:

Ø      полная себестоимость товарной про­дукции в целом и по элементам операционных расходов;

Ø      затраты на гривну продукции;

Ø      себестоимость отдельных изделий;

Ø      отдельные калькуляционные статьи затрат.

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам операционных расходов и калькуляционным статьям расходов.

Группировка операционных расходов по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на струк­туру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повыше­нии технического уровня предприятия, о росте производительно­сти труда.

Элементы операционных расходов:

– материальные затраты (сырье и мате­риалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.);

– затраты на оп­лату труда;

– отчисления на социальные мероприятия;

– амортизация ос­новных средств;

– прочие затраты (износ нематериальных акти­вов, арендная плата, обязательные страховые платежи, процен­ты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).

Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких разме­рах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатур­ном производстве, установления центров сосредоточения зат­рат и поиска резервов их сокращения.

Статьи калькуляции:

– сырье и материалы;

– воз­вратные отходы (вычитаются);

– покупные изделия и полуфабрикаты;

– топливо и энергия на технологические цели;

– основная и дополнительная зарплата производственных рабочих;

– отчисле­ния на социальное и медицинское страхование производственных рабочих;

– расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные расходы;

– потери от брака;

– прочие производственные расходы;

– коммерческие расходы.

Различают также прямые затраты и косвенные.

Различают следующие виды затрат:

1.                 Прямые и косвенные:

Прямые за­траты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.); прямо относятся на тот или иной объект калькуля­ции.

Косвенные затраты связаны с производством несколь­ких видов продукции и распределяются по объектам калькуля­ции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.).

Примером косвенных расхо­дов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.

Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации.

2.                 Переменные и постоянные:

Переменные затраты зависят от объема производства (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.)

Постоянные затраты не зависят от динамики объема про­изводства (амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасо­вой оплате, расходы, связанные с управлением и организа­цией производства)

Если при спаде про­изводства продукции переменные затраты сокращаются про­порционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению сум­мы прибыли.

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 8.1.

На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоян­ных и переменных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, посте­пенно приближаясь к линии постоянных затрат.

 

 

 


Совокупные затраты (Y)

 

Постоянные затраты (a)

 

 


Объем производства

Рисунок 8.1 - Зависимость общей суммы затрат от объема производства продукции

 

Совокупные затраты на производство представлены в виде уравнения:

 

                                            У = а + bх                                            (8.1)

 

где    У – сумма затрат на производство продукции;

а – абсо­лютная сумма постоянных расходов;

b ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

х – объем производст­ва продукции (услуг).

Для эффективного управления процессом формирования се­бестоимости продукции очень важно правильно определить сум­му постоянных и переменных затрат.

Методы определения постоянных и переменных затрат:

Алгебраический метод. Применяется при наличии данных о двух точках объема продукции в натуральном выра­жении (Y1 и Y2)  и соответствующих им затратах (х1 и х2):

 

           b = (Y1 - Y2) / (х1 - х2);   a = Y2 - bх2   или   а = Y1 - bх1           (8.2)

 

По полученной зависимости можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевант­ном ряду.

Графический метод. Откладываем точки (x1; Y1) и (x2;Y2), и соединяем их до пересечения с осью ординат. Точка пересечения – величина постоянных затрат.

Корреляционный анализ. Сумму постоянных затрат в уравнении связи (У = а + bх) можно определить с помощью корреляционного анализа, если имеется достаточно большая статистическая выборка данных о затратах (Y) и выпуске продукции (x).

После определения величины постоянных и переменных расходов, можем провести оценку влияния факторов на общую сумму затрат.

Факторная модель общей суммы затрат будет иметь вид:

 

               Зобщ = å(xi * bi) + А = å(VВПобщ * Уi * bi) + А               (8.3)

 

где    Зобщ – общая сумма затрат на выпуск всех видов продукции;

VВПобщ – объем выпуска продукции в целом по предприятию;

Уi – структура выпуска продукции;

bi – уровень переменных затрат на единицу продукции i-ого вида;

А – сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Анализ влияния факторов данной модели может быть выполнен с помощью метода цепных подстановок.

В целях более объективной оценки деятельности предпри­ятий и более полного выявления резервов при анализе себестоимости продукции необходимо учитывать влияние внешнего инфляционного фактора.

Общее изменение суммы затрат (∆Зобщ) может содержать влияние внешнего инфляционного фактора. Исключим его из рассмотрения:

 

DЗреальн =DЗобщDЗц, при DЗц = å(DЦi * Pi) – влияние инфляции (8.4)

 

где    DЦi – изменение среднего уровня цены по каждому виду ре­сурсов;

Рi – количество потребленных ресурсов на производство продукции.

Категория: Экономический анализ | Добавил: eklion (11.07.2010)
Просмотров: 3328
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1330
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz