Большой интерес представляет
методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных
странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на
отечественных предприятиях, она позволяет полно изучить взаимосвязи между
показателями и точнее измерить влияние факторов. Покажем это с помощью
сравнительного анализа.
Традиционная методика факторного
анализа прибыли обычно использует следующую модель:
П=РП(Ц-С)
где П – общий объем
прибыли, полученный от основной деятельности;
РП – объем
реализованной продукции, в усл. ед.;
Ц – цена единицы
продукции;
С – себестоимость
единицы продукции.
Модель исходит из предположения,
что все приведенные факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. не
учитывается взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости.
Обычно при увеличении объема
производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как
возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат
остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость
изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на
единицу продукции.
На западе, для обеспечения
системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее
величины используют следующую модель:
П=РП(Ц- b )-А
где b – переменные
затраты на единицу продукции;
А – постоянные расходы
на весь объем продаж данного вида продукции.
Данная модель применяется для
анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции.
Она позволяет определить
изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены,
уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.
Пример 1. Факторный анализ
прибыли по изделию А, табл. 1.:
Таблица 1 – Исходные данные
Показатель
|
План
|
Факт
|
Объем реализации продукции, шт.
|
5700
|
4850
|
Цена единицы продукции, тыс. грн.
|
5,0
|
5,2
|
Себестоимость изделия, тыс. грн.
|
4,0
|
4,5
|
В том числе переменные затраты, тыс. грн.
|
2,8
|
3,1
|
Сумма постоянных расходов, тыс. грн.
|
6840
|
6790
|
Прибыль, тыс. грн.
|
5700
|
3395
|
Оценим влияние факторов на
изменение прибыли методом цепной подстановки для каждой модели и сравним
полученные результаты.
Традиционная факторная модель.
тыс. грн.;
тыс. грн.;
тыс. грн.;
тыс. грн.;
Общее изменение прибыли
составляет:
ΔПобщ = 3395 - 5700 = -2305
тыс. грн.
В том числе за счет изменения:
– количества реализованной
продукции
ΔПРП = П1 – Ппл = 4850 –
5700 = -850 тыс. грн.;
– цены реализации
ΔПЦ = П2 – П1 = 5820 – 4850
= +970 тыс. грн.;
– себестоимости единицы продукции
ΔПС = Пф – П2 = 3395 – 5820
= -2425 тыс. грн.
Методика маржинального анализа
прибыли.
тыс. грн.;
тыс. грн.;
тыс. грн.;
тыс. грн.;
тыс. грн..
Общее изменение прибыли
составляет:
ΔПобщ = 3395 - 5700 = -2305
тыс. грн.
В том числе за счет изменения:
– количества реализованной
продукции
ΔПРП = П1 – Ппл = 3830 –
5700 = -1870 тыс. грн.;
– цены реализации
ΔПЦ = П2 – П1 = 4800 – 3830
= +970 тыс. грн.;
– удельных переменных затрат
ΔПb = П3 – П2 = 3345 – 4800
= -1455 тыс. грн.;
– суммы постоянных затрат
ΔПА = Пф – П3 = 3395 – 3345
= +50 тыс. грн.
Сравнив результаты расчетов,
нетрудно заметить, что они существенно различаются между собой. За счет
уменьшения объема выпуска данного изделия и, как следствие этого, уменьшения
объема продаж и роста его себестоимости предприятие получило меньше прибыли не
на 850, а на 1870 тыс. грн.
Следовательно, рассмотренная
методика маржинального анализа прибыли позволяет более правильно определить
влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь
объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.
Методика анализа прибыли
несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда, кроме
рассмотренных факторов, необходимо учитывать и влияние структуры реализованной
продукции.
В условиях многопродуктового
производства при изучении влияния факторов на изменение прибыли, кроме
перечисленных факторов, необходимо учитывать влияние структуры реализованной
продукции. Факторная модель будет иметь вид:
где РПобщ – общий объем
реализованной продукции, в усл. ед.;
Удi – удельный вес
i-ого вида продукции в общем объеме реализации;
Цi – цена единицы
i-ого вида продукции;
bi – переменные
затраты на единицу i-ого вида продукции.
Таким образом, сравнительный
анализ свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в
преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и
количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и
зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных
предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования
финансовых результатов.
Действующая методика анализа
рентабельности также не учитывает взаимосвязь «затраты – объем – прибыль».
Рентабельность отдельного вида продукции записывается как:
По данной методике уровень
рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего
происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.
В действительности, как мы уже
убедились, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально
объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Факторная модель рентабельности с
использованием маржинального анализа имеет вид:
Пример 2. Факторный анализ
рентабельности по изделию А, табл. 1.:
Оценим влияние факторов на
изменение прибыли методом цепной подстановки для каждой модели и сравним
полученные результаты.
Традиционная факторная модель.
;
;
.
Общее изменение рентабельности:
ΔRобщ = 15,5% – 25% = -9,5%
В том числе за счет изменения:
– цены реализации единицы
продукции
ΔRЦ = R1 – Rпл = 30% – 25% =
5%;
– единицы себестоимости
реализации продукции
ΔRС = Rфакт – R1 = 15,5% – 30%
= -14,5%.
Методика маржинального анализа
прибыли.
;
;
;
;
.
Общее изменение рентабельности:
ΔRобщ = 15,5% – 25% = -9,5%
В том числе за счет изменения:
– объема реализации продукции
ΔRРП = R1 – Rпл = 18,75% –
25% = -6,25%;
– цены реализации единицы
продукции
ΔRЦ = R2 – R1 = 23,5% – 18,75%
= +4,75%;
– удельных переменных затрат на
единицу продукции
ΔRb = R3 – R2 = 15,29% –
23,5% = -8,21%;
– суммы постоянных затрат
ΔRА = Rфакт – R3 = 15,5% – 15,29%
= +0,21%.
Сравнение полученных результатов
показывает, что они значительно различаются. По формуле традиционной факторной
модели объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же
методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции
рентабельность данного изделия снизилась на 6,25%. Это более достоверные
результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и
прибыли.
Для анализа рентабельности в
условиях многопродуктового производства, используется следующая факторная
модель:
Преимущество рассмотренной
методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее
использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема
продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния
факторов, и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования
финансовых результатов.
|