Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и
перераспределения ВНП, которые связаны с
формированием финансовых ресурсов в руках государства.
Государственные финансы:
1). Федеральные финансы (В РФ в есть следующее
административное деление:
а). республики (89 шт.);
б). края;
в). области;
г). Москва и Санкт - Петербург);
2). Финансы субъектов Федерации (в РФ 89 субъектов)
Местные финансы не относятся к государственным
финансам, т.к. разрабатываются документы по разграничению местных прав и
полномочий и государственных.
(1) Федеральные финансы включают в себя:
|
(2) Финансы субъектов Федерации состоят из:
|
1. Федеральный бюджет.
|
1. Бюджет.
|
2. Внебюджетные фонды.
|
2. Внебюджетные фонды.
|
3. Государственный кредит.
|
3. Финансовые мероприятия.
|
4. Финансы государственных
предприятий.
|
4. Ценные бумаги (пока под
вопросом)
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Осуществляется следующими методами:
ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНЫМИ
|
БЮДЖЕТНЫМИ
|
1) регулирование учетной ставки;
|
1) налоги;
|
2) операции государства на
рынке ценных бумаг (как эмиссия, торговля ГКО и пр.);
|
2) амортизационная политика;
|
3) установление изменения
минимальных резервов.
|
3) государственные инвестиции.
|
Государственные
доходы
Государственные доходы – часть финансовых отношений, которая связана с
формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных
предприятий. Они делятся на:
– централизованные (Федеральные финансы);
– децентрализованные (финансы субъектов Федерации).
Государственные доходы делятся на:
а). внутренние;
б). внешние.
Доходы государственного бюджета состоят из многих
источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов,
которая формируется различными методами, составляет систему
государственных доходов.
1 место
— налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и
обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место
в системе государственных доходов. Налоги – принудительное
изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций
последнего.
Признаки налогов:
¨ принудительный
характер;
¨ безвозмездный
характер;
¨ безэквивалентность.
2 место
— государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных
бумаг государства, которые распространяются
государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко
распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные
лица).
3 место
– неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное)
4 место
– дополнительная эмиссия денежных знаков
2 рода эмиссии:
1) нормальная ;
2) злостная (где Т - товар, М -
количество денег, М – прирост денежной массы).
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ.
I. Строго целевой характер финансирования: предприятия
получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых
планов, смет, прогнозов на заранее обусловленные цели.
II.
Предоставление средств государственного бюджета происходит по мере выполнения
плана по производственным, оперативно - сетевым показателям, показателям с
учетом отпущенных ранее средств.
III. Сальдовый
подход к определению величины бюджетных ассигнований: ассигнования выдаются
предприятиям материального производства в минимальных размерах и после
использования собственных средств.
IV. Получение
максимального эффекта при минимальных затратах средств.
V. Соблюдение режима экономии при
использовании бюджетных средств.
VI. Систематический
контроль за экономным и целесообразным использованием выданных средств.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ.
Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена
использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций:
– охранная (внутри)
– оборонная
– внешнеэкономические отношения
– социальная
– управленческая
Государство может выполнять свои функции через систему
органов управления или через предприятия, принадлежащие государству.
Важная экономическая функция государства – выполнение
регулирующей роли. Т.е. государство может как стимулировать
производство (создание таких отношений, которые выгодны данной отрасли или
предприятию), так и угнетать его (создание условий для того,
чтобы само предприятие приняло решение о ликвидации).
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны
единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,
получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через
конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с
качественной и количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет
установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида
бюджетных расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют
разнообразные формы проявления, это связано с действием ряда факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления
бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов
развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует
потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы
классифицируются по определенным признакам: по роли в производстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому
назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного
бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется
на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая
группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает
выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В
соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть
подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные
мероприятия, оборона, управление. Структура бюджетных расходов в разрезе
названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной,
демонстрируя давно сложившиеся приоритеты в распределении бюджетных средств. Основные
ресурсы - примерно половина - направлялись на финансирование народного
хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около
трети - на социально-культурные
мероприятия.
Основу отраслевой группировки расходов
государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и
виды деятельности.
Исходя из него расходы в производственной сфере
подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности,
сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и
др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на
народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение
государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять
пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных
сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном
бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее
конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Одновременно с экономической классификацией расходов
государственного бюджета используется и организационная их группировка, в
основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням
управления. Группировка расходов в
разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств,
ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В
соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета
России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с
его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов
доходам, а также в их влиянии друг на друга.
Перейдем к местным финансам. Местные финансы – это финансы
местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы,
каждый из которых имеет свой бюджет.
Местные финансы распределяют, перераспределя-ют и
используют национальный доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они
наделены.
К компетенции местных органов власти относятся:
а). образование;
б). обеспечение внутренней безопасности;
в). здравоохранение;
г). социальное обеспечение.
Структура доходов местных
органов власти:
во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль направляется
в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);
во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный налог);
в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон скота,
на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому "творчеству” скоро будет
положен конец с принятием Налогового кодекса).
в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на дотациях).
Возможно, что местные органы власти могут выпускать
местные займы, чтобы покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено
только Новгородской губернии).
Классификация
налогов:
1) Прямые
(налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают:
а). реальные;
б). личные. К ним относятся:
– подоходный налог с населения;
– налог на прибыль юридических лиц;
– налог на прирост капитала;
– налог на доходы от денежных капиталов;
– налог на сверхприбыль.
2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:
а). акцизы (надбавка к цене);
б). фискальные монопольные налоги (эти налоги
устанавливает государство для пополнения казны);
в). таможенные пошлины. Бывают:
– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза
товаров);
– импортные (для преграды поступления товаров
импортного производства для государства или производителя внутри страны);
– транзитные.
3). Отчисления
в фонды социального страхования:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Элементы
налога.
Субъект налога
– юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог.
Объект налога
– предмет или имущество, подлежащие налогообложению.
Источник налога
– доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с
объектом).
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:
– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на
единицу обложения);
– долевой (устанавливается определенная доля налога,
например, 1/8 часть от прибыли) + %.
Ставки бывают:
а). пропорциональные (действуют в едином проценте к
объекту обложения независимо от его величины);
б). прогрессивные (объекты группируются).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.
Системы расчета уплаты
налогов.
I. Шедулярная система.
1). Зарплата
|
13 млн.
|
12 %
|
1, 57 млн.
|
2). Доходы от ценных
бумаг
|
100 тыс.
|
20 %
|
20 тыс.
|
3). Доходы от с/х участка
|
1 млн.
|
0 %
|
0
|
4). Банковский депозит
|
200 тыс.
|
0 %
|
0
|
Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов.
II. Глобальная система.
1). Зарплата
|
12 млн.
|
2). Доходы от ценных бумаг
|
100 тыс.
|
3). Доходы от с/х участка
|
1 млн.
|
4). Банковский депозит
|
200 тыс.
|
В итоге подсчитывается совокупный доход, который
умножается на процентную ставку 12 %, равной сумме налога.
3 вида налогов:
1. Федеральные;
2. Республиканские;
3. Местные.
Всего существует более 60 видов налогов.
Федеральные налоги:
– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными
инвестициями;
– НДС;
– спецналог (отменен).
К федеральным также относятся:
– налог на внешнеэкономическую деятельность;
– акцизы
Республиканские налоги:
– подоходный налог;
– налог на пользователей автотранспорта;
– транспортный налог;
– лесной сбор.
Местные налоги (самая многочисленная группа):
– сбор за парковку автотранспорта;
– сбор на содержание милиции и т.п.
Фонды:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Налоговое бремя:
на макроуровне
|
на микроуровне
|
оно определяется как доля
налогов в ВНП
|
определяется как сумма всех налогов, который платит
отдельное предприятие к его прибыли
|
Федеральные налоги:
Если платить все
налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли.
Максимальный размер налогового бремени.
Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового
процента и налоговых поступлений.
В условиях административно - командной системы
поступления налогов
В условиях административно- командной системы
поступления налогов – 100 %
|
В условиях рыночной экономики
50 % – предел налогообложения
налог на прибыль–35% = 22 % + 13 %
22 % – в местный бюджет;
13 % – в федеральный бюджет
|
|
|
Основные виды федеральных налогов (по значимости):
1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход).
2. НДС
W = C + V + M
V + M –
добавленная стоимость.
3. C + V + M
– сумма, с которой берется акциз
Категория: Финансы | Добавил: eklion (10.01.2010)
|