Информация - это самый важный и
ограниченный ресурс любой экономики. Любой банк - это автономно мыслящая
единица, действующая в необъятном финансово-экономическом пространстве, поэтому
одна из основных задач, стоящих перед банками, - умение ориентироваться в
огромном объёме информации, комплексно оценивать ситуацию и своевременно
реагировать на её изменения. В современной рыночной среде скорость и качество
обработки информации стали играть важную роль в процессе принятия
управленческих решений в условиях конкурентной борьбы. Всё большее внимание
уделяется не только статистическому анализу, но и детальному прогнозированию
будущего положения банка. Следовательно, у банков возникла необходимость в
собственной информационно-аналитической системе.
Информационно-аналитическая система должна
осуществлять замкнутый, комплексный, последовательный, многогранный процесс
действий, направленных на добывание, сбор, обработку, анализ и оценку
информации.
Логически замкнутую
информационно-аналитическая система необходимо строить, руководствуясь
следующими принципами:
· объединение банковских информационных процессов;
· встраивание системы в уже сложившуюся организационную
структуру банка;
· координация усилий всех подразделений банка при
выполнении поставленных задач;
· открытость системы для дальнейшего развития;
· комплексное использование всех доступных методов
анализа;
· информационная этика - «от каждого - в общую копилку, и из неё - каждому».
Следовательно, информационно-аналитическая
система в коммерческом банке должна включать в себя и объединять в единое
целое: добывающие структуры - источники
информации; блоки сбора, обработки, анализа и предоставления информации; блоки
оперативной оценки и предоставления информации; блоки управления
информационно-аналитической системой.
Источниками информации для
информационно-аналитическая система, помимо независимых внешних, являются все
внутренние источники информации. На входе системы информационные потоки
распределяется по функциональным блокам, где они детально обрабатываются для
выявления ключевых параметров и показателей. На следующем этапе обработанные
(очищенные) информационные материалы распределяются и анализируются внутри
системы. Далее отфильтрованная информация с ответами на поставленные вопросы
представляется в удобной форме и распределяется между потребителями. Наконец,
информация, подвергнутая окончательной экспертной оценке, поступает руководству
в виде рекомендаций, обеспечивая поддержку принятия управленческих решений.
Можно выделить два уровня банковского управления: тактический, или текущий, и
стратегический. Стратегический уровень, возможно, требует менее оперативной, но более
интегрированной информации, в то время
как тактический - детальной и оперативной информации. Таким образом, в ИАС
должно чётко прослеживаться различие между информацией оперативного и
долгосрочного стратегического управления.
Как уже говорилось, источники информации
делятся на независимые внешние и на внутренние. Источниками внешней информации
служат внешние по отношению к банку структуры. Информация должна вводится и
обновляться автономно, и от её достоверности могут зависеть принимаемые
решения. Основными источниками внутренней информации являются: - бухгалтерские
документы (умение читать и понимать баланс позволяет делать первичные выводы о
состоянии банка); - отчёты о деятельности банка и его структурных
подразделений. Таким образом, «наложение» внутренней и внешней информации даёт
комплексную картину положения банка и позволяет принимать управленческие
решения относительно его дальнейшей деятельности.
Основными требованиями, предъявляемыми
банками к информации, является своевременность и достоверность. Кроме того, при
наличии развитого информационного рынка, имеет значение стоимость информации и
форма её представления.
Формы внешней информации:
· печатные (электронные) издания с новостями экономики
и финансовой сферы;
· оперативная финансовая информация в виде ежедневного
(или дважды в день) печатные (электронные)
бюллетени. Как частный случай можно рассматривать информацию только по
котировкам отдельных финансовых инструментов, передаваемых через Интернет.
· архивы финансовых данных;
· аналитические обзоры. Значительная часть подобных
материалов принадлежит консультационным компаниям. Самые серьёзные исследования
проводятся при сотрудничестве академических институтов, государственных
структур, финансовых организаций и прессы, что даёт возможность анализировать
данные из различных источников, использовать высочайший интеллектуальный
потенциал и самые современные технологические решения. Поэтому ценность
подобных материалов высока.
· особая категория информации - индексы,
характеризующие состояние финансового и фондового рынка;
· справочная информация - это локальные или удалённые
базы данных, содержащие информацию типа законодательства, справочников по
банкам, гос. реестрам, данных по эмитентам, архива прессы в электронном
варианте;
· особый вид информации - данные с финансового рынка в
реальном режиме времени;
· данные о
макроэкономической ситуации.
Можно выделить особый вид информации -
информация, полученная путём шпионажа.
Стоимость информации (информационного
продукта) определяется следующими критериями:
· затраты на получение информации;
· поддержка технологии поставки информации;
· мера удовлетворения;
· стабильность предоставления информации;
|