Более современная
концепция - планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем (Customer Synchronized Resource Planning, CSRP), которая захватывает почти
полностью весь жизненный цикл товара. Это
очень важно с точки зрения управления стоимостью. Чтобы правильно управлять
стоимостью товара, чтобы понимать, сколько стоит продвижение, производство и
обслуживание товара данного типа, необходимо учитывать все элементы его
функционального жизненного цикла, а не только производства,
как во всех стандартных системах. Здесь следует обратить внимание на то,
что затраты на сервис, логистику и на маркетинг, очень часто рассматриваются, как накладные расходы. С точки
зрения бухгалтерии может это и
хорошо, но с точки зрения управления себестоимостью и оценки реальных затрат это плохо. Потому что в этой
ситуации не возможно определить
реальные затраты по конкретному виду товара, а сейчас это очень существенная компонента.
Концепция CSRP была предложена компанией SYMIX. Ее сущность состоит в том, что при планировании и управлении
компанией можно и нужно учитывать не только основные производственные и
материальные ресурсы предприятия, но и все те ресурсы, которые обычно
рассматриваются как "вспомогательные" или "накладные". Это
все ресурсы, потребляемые во время маркетинговой
и "текущей" работы с клиентом, послепродажного обслуживания проданных товаров, перевалочных и
обслуживающих операций, а также внутрицеховых
ресурсов, то есть всего "функционального" жизненного цикла товара. Это приобретает решающее значение
для повышения конкурентоспособности предприятия в отраслях, где
жизненный цикл товара невелик и требуется
оперативно реагировать на изменение желаний потребителя.
Важнейшее значение
для управления взаимоотношениями с поставщиками
имеет модуль конфигуратора продукции, который позволяет оперативно и весьма
точно оценить стоимость заказа конкретного товара для конкретного потребителя, причем не только с учетом включения или не включения
отдельных опций в товар, но и с учетом скажем технологического процесса, специально разработанного для
выполнения конкретного заказа.
Реализация концепции CSRP на конкретном предприятии позволяет управлять заказами клиентов и в целом, всей
работой с ними на порядок "тоньше", нежели это было возможно
при использовании концепции ERP. Действительно, стало возможным ежечасное изменение
производственного графика (то есть при
приеме каждого нового заказа возможно полностью пересчитать
производственную программу, причем с учетом приоритетных стратегий
предприятия), что в условиях "классической" ERP задачи относилось к
категории "кошмарных снов", а на реальных производствах среднего и
малого размера встречается. Детальный анализ стоимости заказа и даже
конкретных товаров в его составе, стал возможен уже на этапе его оформления,
путем использования модуля "конфигуратора
продукции", причем не с учетом конкретных технологических решений.
Например, можно учесть возможные вариации спецификации
изделия или технологической цепочки, что часто требуется в полиграфической и многих других отраслях промышленности.
При расчете себестоимости можно даже учесть все дополнительные операции по тестированию
и административному обслуживанию заказа, не говоря уже о послепродажном обслуживании, что практически
невозможно в обычных системах, где
данные расходы анализируются только "постфактум". Легко также
промоделировать и учесть вариации типа: "что лучше, произвести или купить?" комплектующие или узлы готового
изделия. И так далее.
В рамках CSRP и аналогичных ей методик
важнейшее значение приобретает
интеграция с системой управления ресурсами предприятия программных продуктов третьих фирм, реализующих
специфические задачи управления (например, технологическим оборудованием и
проектированием изделий) и расчета специфических ресурсов, характерных для
конкретного предприятия.
В целом применение
новых методологий управления ресурсами предприятия
позволяет компании уверенно себя чувствовать даже в условиях существенной нестабильности рынка и быстро
меняющегося макроэкономического
окружения.
|