Суббота, 18.05.2024, 16:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » История экономических учений

Монетаризм М.Фридмена.
Мильтон Фридмен (1912) родился в Бруклине в семьи выходцев из Украины. 1932 года заканчивает обучение в университете Ратгерса, где овладел две науки - математику и экономику. Его учителями из экономических дисциплин были лауреаты Нобелевской премии - С. Кузнец и Дж. Стиглер, а также будущий президент Федеральной резервной системы США А. Бернс. Это оказывало содействие формированию интересов Фридмена и повлияло на его решение о продолжении изучения экономических дисциплин. Он вступает в Чикагский университет, где 1933 г. получает степень магистра. Большое влияние на формирование неоклассических взглядов Фридмена имели преподаватели этого университета Г. Саймон, Ф. Найт и Дж. Винер, который занимались определением путей выхода экономики из кризы с помощью неоклассических подходов.
Со временем Мильтон Фридмен переходит к Колумбийскому университету, где имеет возможность получать стипендию. Здесь он сотрудничает с автором теории деловых циклов Митчеллом. 1937 г. под руководством Кузнеца принимает участие в разработке научного проекта Национального бюро экономических исследований. Во время войны работал в государственном казначействе, потом в отделе воинских исследований Колумбийского университета. 1946 г. защитил докторскую диссертацию из проблем философии.
С 1948 г. М. Фридмен работает в Чикагском университете, где занимается методологическими проблемами общественных наук, проблемами правовых отношений (защитил докторскую диссертацию), денег и ценообразования. Он был президентом Американской экономической ассоциации, советником президента по экономическим вопросам, членом редколлегий многих экономических изданий.
Нему належит свыше 250 работ, среди них 27 книжек. Основные- «Очерки положительной теории» (1953), «Количественная теория денег» (1956), «Теория функции потребление» (1957), «Программа монетарной стабилизации» (1959), «Теоретические основы анализа кредитно-денежной системы» (1970), «Деньги и экономическое развитие» (1973), «Безработица против инфляции? Оценка кривой Филипса» (1975), «Теория цен» (1978), «Монетарная история США, 1867-1960» (1981) (в соавторстве), «Очерки положительной экономики» (1975), «Вольный выбирать» (1980), «Личный взгляд» (1981). Именно в этих работах сформулированы основные теоретические положения монетаризма.
Фридмен принимал участие в разработке программы Республиканской партии, был автором и ведущим популярной телепрограммы «Свободы выбора».
Его широкому кругозору, чрезвычайному интеллекту поблагодарю своим возрождениям неоклассическое направление в экономической теории.
Путь Мильтона Фридмена от академического ученого к основателю чикагской монетаристской школы, лауреата Нобелевской премии 1976 г., был связан с разработкой теории капитализма как саморегулировочной системы, с формулированием монетаристской доктрины, которую было признано антиподом кейнсианской системы государственного вмешательства в экономику
Метод теоретических исследований Фридмена можно назвать субъективно-позитивистским, основанным на эмпирических и статистических обобщениях.
Позитивизм теории Мильтона Фридмена состоит в том, что ее целиком ориентирован на практическое применение.
Субъективизм Фридмена (как одна из признаков принадлежности к неоклассическому направлению в экономической теории) проявляется в том, что он учитывает действие психологического фактора (мотивов поведения человека) и разных экономических ситуациях, например в ситуации «инфляционного ожидания». Психологические факторы, по его мнению, - это равноправные составные уравновешивания экономической системы.
Много положений его теории было изложено в виде гипотез, которые приходятся на базе предположений, сравнений и анализа статического в экономических явлениях. Он использует абстрактные определения, данные еще классической политэкономией. Его монетаризм - это, собственно, совокупность нескольких неоклассических теорий, которые имеют самостоятельное значение, но объединяются количественной теорией денег, которую Фридмен рассматривал не как теорию, а как общий принцип анализа. Свою концепцию он характеризует как «теоретический подход, который утверждает важность денег».
Важным принципиальным подходом к исследованию механизмов развития современного капитализма, за Фридменом, есть признание необходимости экономической свободы, которая предопределяет все другие свободы в обществе. Экономическая свобода, благодаря которой реализуется идея общественного равновесия, есть неотъемлемой от рыночной системы, которая находится в процессе постоянного развития. Основной и определяющей чертой рыночной системы остается свободная конкуренция, которая может пронизывать все сферы общественной жизни, чтобы обеспечивать условия автоматического саморегулирования экономики.
Идея экономической свободы реализуется, по мнению Фридмена, невмешательством государства в экономику и уменьшением той частицы национального продукта, который составляет доходы государства и служит материальной основой государственных «вмонтированных стабилизаторов».
Государственное вмешательство в экономику, подчеркивает Фридмен, блокирует действие стихийных регуляторов, которые оказывают содействие установлению равновесия, оно ориентировано на краткосрочную перспективу: любые непредвиденные внешние факторы могут повлечь отклонение от выбранного направления.
Итак, основной принцип монетаризма состоит в том, что альтернативы рыночному механизму не существует.
Экономические идеи М. Фридмена. В середине 50-х гг. Фридмен выступает с инициативой просмотра подходов к экономическому анализу. Он и его последователи, Р. Кейгаи, Д. Фенд, Р. Селден и прочие, предложили противоположный кейнсианскому взгляд на природу развития капиталистической экономики, оптимистически оценив его перспективы.
Новое учение было сначала отрицательно воспринятое академическими кругами, поскольку монетаристы поддали сомнению основные положения и выводы Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования процесса расширенного воспроизведения методом денежных шоков, то есть фактически возразили целесообразность использования кейнсианских форм активного вмешательства государства в экономику, которые доброе зарекомендовало себя на практике. Однако если централизм в обоих системах - капиталистической и социалистической - начал проявлять свои недостатки и разногласия, теория монетаристов начинает предрасполагать к себе все большее внимание и в 70-х гг. (во время мировой стагфляции) приобретает широкого признания.
Идеи Кейнса о том, что основной задачей экономического развития есть обеспечение максимального уровня занятости, монетаристы во главе с Фридменом противопоставляют идею обеспечения стабильности экономики.
Еще в ранних работах Фридмен выступал против кейнсианского понимания основ циклического развития и динамики национального дохода, которое базировалось на идее стабилизирующего влияния инвестиционных процессов и потребления (эффективного спроса).
Кейнс утверждал, что цикличность предопределяется недостаточным совокупным спросом, и для стабильного развития имеет значение лишь стойкий спрос на деньги. Государственное регулирование состоит в стимулировании совокупного спроса, который будет возрастать вместе с опережающим возрастанием денежной массы (контролируемая инфляция). Наращивание государством денежной массы возбуждает процессы инвестирования, оказывает содействие возрастанию объемов производства, обеспечивает максимальную занятость.
Фридмен, опираясь на базу данных из экономической истории США, доказывает, что цикличность экономического развития имеет денежную природу: самое возрастание денежной массы в оборота провоцирует инфляцию. Поэтому денежная сфера, предложение денег должны быть основными объектами государственного контроля.
Инфляция. По Кейнсу, количество денег в оборота не влияет на механизмы ценового рыночного саморегулирования. Поэтому для Кейнса инфляция не составляла существенной проблемы. Она рассматривалась ним как приемлемая плата за занятость. По определению Кейнса, спровоцированная эмиссией инфляция даже необходимая как дополнительный генератор эффективного спроса, и лишь тогда если производство достигает критических границ развития, инфляция может превратиться на настоящую, но государство всегда может контролировать этот процесс.
Монетаристы во главе с Фридменом уважали, что, используя модель Кейнса, государство может влиять лишь на совокупный спрос, финансируя его за счет собственных доходов, которые окидываются за счет инфляции.
Возрастание денежной массы в оборота свыше потребностей рынка порождает несоответствие между спросом на деньги и их предложением, и как следствие, отрицательно влияет на ценовую конъюнктуру, заработную плату и занятость. Государство не может повлиять на объемы товарного предложения, а потому не может обеспечить равновесия между спросом и предложением. Проблемы, которые возникают во время инфляции, расстраивают рыночный механизм, и государство уже не может регулировать общественное производство иначе, чем применяя чрезвычайные меры.
Итак, по мнению Фридмена, первопричиной инфляции есть форсированная эмиссия денег, которая инициирует процесс ее развертывания. Инфляция есть явлением денежного порядка, и борьба с ею возможная лишь в сфере денежного обращения.
Среди других причин инфляции Фридмен называет и политику дефицитного бюджетного финансирования, и контроль по ставке процента, и кредитную экспансию, и мероприятия государства относительно социального обеспечения за счет прогрессивного налогообложения. И все эти факторы являются, по его мнению, или производными от эмиссии денег, или такими, что требуют дополнительной эмиссии.
Он разрабатывает теоретические подходы к формированию экономической политики государственного регулирования денежного обращения.
Количественная теория денег. Государство, которое имеет целью содействия рыночной стабилизации, по мнению Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику - денежной эмиссией.
Еще в ранних работах Фридмена было сформулировано «денежные» правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики государства, согласно которому увеличение денежной массы может быть систематическим, стабильным и планированным процессом, независимым от конъюнктуры и циклических колебаний.
Исходя из того, что недостаточное количество денег в оборота приводит к кризису производства, а избыточная - к инфляции, Фридмен предложил определять оптимально необходимое количество денег, которое бы не влияло на их стоимость и цены, тогда не будет существовать угрозы инфляции.
Оптимальное количество денег в оборота он предлагает определять с помощью уравнения обмена, соответственно которого общая цена созданного в границах страны продукта может равняться размерам денежной массы, умноженной на скорость оборота. Стоимостную оценку объемов производства отображен в валовом национальном продукте. Фридмен доказывает, что между динамикой денежной массы и динамикой национального продукта существует стойкая корреляционная связь. Поэтому денежная эмиссия должна быть ориентированной на прирост ВНП.
Фридмен предлагает поддерживать темп прироста денежной массы:
денежной наличности (чеки, банкноты, вклады до востребования и т.ін.) - на равные 3-х% на год; потенциальных денег (срочных вкладов и облигаций государственных займов) - на 1 %. В целом прирост не может быть большей за 4-5 % ежегодно, исходя из тенденции к замедлению скорости оборота денежной единицы и стабильность прироста национального продукта в США за продолжительный период. Темпы среднегодовой инфляции не должны превышать этих показателей, поскольку возможное раскручивание инфляционной спирали.
Такой подход будет обеспечивать стабильную денежную конъюнктуру.
Ставка процента. Фридмен указывает, что в центре кейнсианской модели находятся инвестиции как стабилизатор циклического развития. Поэтому эта модель предусматривает регулирующее влияние государства на норму процента за кредит с целью стимулирования инвестиционных процессов.
По мнению Фридмена, регулирование ставки процента есть использованием инфляционных процессов в пользу государства для покрытия его затрат. Ведь регулирование ставки процента связанное с денежной эмиссией.
За нарастание кризисных явлений Центральный банк увеличивает денежное предложение и снижает пруду процента, стимулируя инвестирования. Возрастание инвестиций ведет к повышению занятости, увеличение ВНП и доходов, тем не менее приводит к новому увеличению спроса на деньги, то есть проблема удовлетворения денежного спроса остается нерешенной.
Фридмен видит этот недостаток кейнсианской схемы и делает замечание, которые именно благодаря регулированию ставки процента денежный спрос никогда не будет стабильной. При этих условиях возрастания денежного предложения будет служить причиной немедленной реакции рынка: состоится рост цен на товары и услуги. Такая политика регулирования спроса на деньги в долгосрочном периоде приведет к тому, что государство будет вынуждена осуществлять фактически инфляционное финансирование. Поэтому государство может контролировать предложение денег, а не спрос на них, и необходимость в регулировании кредитной ставки отпасет.
Фридмен уважал, что норма процента как цена кредитных денег определяется соотношением спроса на них и их предложением. Он утверждал, что спрос на деньги есть объективно стабильным и связанным с динамикой основных экономических показателей - валового национального продукта, национального дохода, реальных доходов на душу населения, занятости и др., то есть связь между ВНП и денежной массой есть теснейшей, чем между ВНП и ставкой процента.
Если предложение денег (а не спрос на них) будет регулироваться государством и если она также будет ориентированной на основные экономические показатели, то ставка процента будет устанавливаться рынком и будет оказывать содействие активизации механизмов саморегулирования экономики.
Конечно, существенное влияние на ставку процента взыскивают и другие факторы, в частности соотношения количества денег, которые находятся в сфере оборота, и денег, которые сохраняются на счетах (отложенный спрос) и потенциально есть источником кредитования и неконтролируемого увеличения количества денег в оборота. Но рынок может регулировать и эту проблему. Большее того, отложенный спрос может играть роль «встроенного» стабилизатора, по необходимости обеспечивая пополнения каналов денежного обращения.
Проблема занятости. Основной задачей государственного вмешательства в экономику, по мнению Кейнса, есть решение проблемы возрастание деловой активности, а затем, снижение уровня безработица.
Анализируя зависимость между занятостью и инфляцией, кейнсианци ссылались на «кривую Филипса», которая иллюстрировала существования обратной связи между заработной платой, ценами и уровнем безработицы, между инфляцией и безработицей. Исходя из того, что занятость зависит от уровня заработной платы, они делали вывод, что проблему занятости можно решить с помощью воздержанной инфляции, которая помогает создать иллюзию возрастания заработной платы, а на самом деле замораживает ее на определенном минимальном уровне.
Фридмен доказывает, что инфляция не обеспечивает возрастания занятости. Критикуя вывод о том, что с помощью политики стимулирование спроса, то есть инфляции, можно «купить» постоянно низкий уровень безработицы, он утверждал: долгодействующей зависимости между уровнем инфляции и занятостью не существует. Рабочие с течением времени поймут, что имеют инфляционный прирост заработной платы, и сформулируют новые требования к ее уровню. С другой стороны, предприниматель тоже быстро постигнет, что повышение спроса - следствие инфляции, а не реальный прирост покупательной способности. Он сократит производство и спрос на рабочую силу. Если темпы инфляции будут опережать возрастание требований к заработной плате, то безработица может определенное время содержаться на низком уровне. Но постоянно поддерживать определенный уровень занятости можно лишь ценой галопирующей инфляции, если «инфляционное ожидание» не успевает за ее темпами.
Итак, ускорение инфляции положительно влияет на безработицу лишь временно, главным ее итогом есть сокращение занятости. Поэтому, по мнению Фридмена, следует бороться не с безработицей, а с инфляцией.
Фридмен формулирует концепцию «объективной, естественной безработицы». Он делает вывод, который занятости, как и производству, присущая цикличность. Ее природа кроется в недостаточном предложении денежной массы. Уменьшение денежной массы - признак кризисов и застоя, оно обязательно сопровождается изменением конъюнктуры на рынке работы. То есть безработица он связывает с существованием «объективного» денежного спроса на рабочую силу, размеры которой зависят от объемов производства. Если стараться стимулировать этот спрос с помощью искусственного влияния, то ответом станет рост цен, а не занятости.
Наилучшим регулятором занятости есть рынок. Фридмен подчеркивает, что резерв рабочей силы обеспечивает равновесие, разрешает быстро увеличивать занятость при условиях оживления производства, повніше использовать производственные ресурсы, быстро наращивать товарное предложение и предотвращать значительному возрастанию заработной платы. Он уважает экономически оправданным А-5 °/в уровень безработицы, поскольку социальное обеспечение такого количества безработных не составляет проблемы для государства.
Фридмен доходит вывода, который нет потребности в регулировании уровня занятости. Инфляционо-бюджетная и фискальная направленность кейнсианской политики стимулирование занятости приводит к вытеснению рыночной экономики, сокращение частного сектора, перераспределения доходов в пользу социальной сферы, а главное, не оказывает содействие решению проблемы занятости. Поэтому следует допустить такой уровень безработицы, которая будет обеспечивать использование рынка работы как стабилизатора конъюнктуры, будет обеспечивать оптимальный уровень заработной платы.
Уровень заработной платы. Колебание уровня безработица Кейнс связывал с колебанием уровня заработной платы: возрастание реальной заработной платы ведет к уменьшению занятости. Поэтому он предлагал определять минимальную заработную плату и фиксировать ее, а также замораживать возрастания заработной платы с помощью инфляции.
По мнению Фридмена, уровень заработной платы вообще не подлежит | государственному регулированию. Ее размеры может устанавливать рынок в зависимости от конъюнктуры. Затем необходимо отменить законы про минимальную заработную плату и запретить профсоюзам вмешиваться в процесс ее формирования. В периоды кризисов будет происходить сокращение заработной платы, которая в объединении с возрастанием безработицы будет оказывать содействие снижению цен и будет стимулировать выход из кризы. Итак, заработная плата также станет своеобразным стабилизатором рыночного равновесия.
Финансовая политика. Важную причину инфляции Фридмен усматривает и в политике дефицитного бюджетного финансирования. Для покрытия дефицита бюджета государство осуществляет дополнительную эмиссию инфляционных денег, и этот процесс со временем становится неконтролируемой.
Он обращается также к вопросу .фискальной политики, отмечая, что государство старается решить проблемы, что самая ї создает, за счет прогрессивного налогообложения, перекладывая их на плече высокорентабельных предприятий, подрывая основы экономики.
Фридмен выступает с резкой критикой политики несбалансированного государственного бюджета, признавая ее одной из причин разбалансирования механизмов рыночного саморегулирования, постоянно действующим фактором инфляции.
Вместе с тем он рекомендует содержаться от неконтролируемой, спонтанной денежной эмиссии, которая также есть источником покрытия бюджетного дефицита и фактором инфляции. Федеральная резервная система, которая аккумулирует резервные фонды коммерческих банков и, регулируя норму резерва, может влиять на их кредитную экспансию, может прекратить регулирование кредитной политики коммерческих банков, который состоит в частичном покрытии эмиссии коммерческих банков за счет резервов и приводит к спонтанному увеличению денежной массы в оборота.
Таким образом, основные рекомендации Фридмена вытекают из его постулата, что преодолеть инфляцию можно лишь с помощью политики сдерживание - «рестриктивной политики». Уменьшение государственных затрат будет оказывать содействие сокращению дефицита государственного бюджета, ограничит прирост денежной массы, замедлит темпы инфляции. Это приведет к сужению спроса, итак, возрастет безработица. Однако постоянное затухание темпов инфляции уменьшит инфляционные ожидания, оживит деловую активность и уровень безработицы начнет снижаться.
По мнению Фридмена, функции государства не должны ограничиваться «быстрым реагированием» с помощью ставки процента и дотаций на проявления дестабилизации, поскольку дефицитное финансирование и искусственное стимулирование спроса росбалансирует финансовую систему. Стратегической линией может быть курс на сокращение государственного участия в перераспределении национального продукта. Основная задача государства - не допускать колебаний денежной массы, поддерживать стабильный темп ее прироста.
Объединение автономной и стабильной динамики денежной массы, которая не будет зависеть от циклических колебаний, со стабилизацией бюджетных расходов, если налоги, социальные выплаты не будут использоваться для регулирования конъюнктуры, обеспечит экономическое равновесие.
Итак, основным фактором экономического равновесия в обществе, за Фридменом, есть стабильная, контролируемая динамика предложения денег. Этот фактор рассматривается как основа внутриэкономической политики. Исследование национальной экономики как цепи мировой хозяйственной системы М. Фридмен осуществлял из позиции признания ее «самонастроювающуюся» системой, какой нужен временное и экономическое пространство.
Фридмен выходил из концепции открытости экономики, которая реализуется через торговлю, инвестирование, обмен технологиями и прочие направления внешней деятельности, отстаивал принцип применимости законов национального рынка к международной среде.
Последователи Кейнса сосредоточили свое внимание на исследовании платежного баланса с целью определения влияния экспортно-импортных операций на обеспечение экономического равновесия. Признавая положительную зависимость эффективного спроса от экспорта и отрицательную - от импорта, они разрабатывают модели, которые демонстрируют зависимость установления равновесия от вмешательства государства в внешнеэкономическую сферу методами прямого регулирования, бюджетного финансирования и внеэкономического влияния.
Экономические рычаги влияния, по кейнсианской доктрине, были связаны с платежным балансом, который зависел от валютного курса. Поэтому исходной в моделях экономического регулирования была система фиксированных валютных курсов, которая поддерживалась Центральным банком. Искусственное регулирование курсов с помощью процентных ставок давало возможность через девальвацию или ревальвацию валют стимулировать ли сдерживать экспортно-импортные операции.
Милтон Фридмен отстаивал принципы самообеспечения валютного равновесия за счет свободной игры рыночных сил. Он утверждал, что вмешательство государства в валютную среду может послужить причиной дестабилизации валютных отношений, отплыл национальной валюты с всеми производными экономическими следствиями. Валютное равновесие может обеспечиваться за счет постоянной долгосрочной кредитно-денежной политики.
Интересно, что соображение кейнсианцев и монетаристов относительно роли процентной ставки как регулятора переливания капиталов из страны в страну совпадают, но, за Фридменом, эта роль есть лишь вспомогательной.
Фридмен исходил из того, что при условиях рыночной экономики существует обратная связь между валютными резервами и размерами внутренней денежной массы, которая в сумме составляет величину, которая необходимая для товарооборота. Именно через эту обратную связь обеспечивается равновесомая, тогда как система, созданная на основе кейнсианской модели (Бреттон-Вуд), блокирует действие адаптационных механизмов рынка. То есть идея стихийного выравнивания денежного обращения и платежных балансов противопоставляется использованию эпизодических девальвации Ведь после девальваций возрастают внутренние цены, что приводит к появлению инфляции, которая снова приводит к дефициту платежного баланса.
Очевидно, что Фридмен рассматривал экономическую деятельность общества как органическое единство внутренней и внешней экономик и в этом усматривал суть открытости экономики.
Следствием действия психологических факторов и государственного вмешательства в экономику считал Фридмен и передачу шокового состояния из страны в страну - импорт инфляции. Если в стране индекс роста внутренних цен высшему, чем у партнеров, то за валютной конвертируемости рынок насыщается импортными товарами, а в стране-партнере, ориентированной на экспорт, возрастают цены, ускоряются инфляционные процессы, которые передаются через рост экспортных цен. Лишь рыночный механизм может своевременно отреагировать на этот процесс. Поэтому идею плавающего (а не жестко фиксированного) валютного курса Фридмен отстаивает в контексте кредитно-денежной политики.
Исследуя взаимосвязь валютного курса и инфляции, Фридмен указывает, что если золото перестает быть мерой ценности национальных валют, инфляционные процессы оказывают непосредственное влияние на понижение курса этих валют, а низкий курс приводит к росту внутренних цен. Самая инфляция хотя и есть следствием внутренних макроэкономических процессов (возрастание денежной массы, уменьшение ВНП), но связанная с динамикой курса валют.
Фридмен отмечает, что спрос на импортные товары есть высшим там, где они относительно более дешевые, это ведет к уравновешиванию цен. Поэтому паритетность валют выводится из их покупательной способности. Теория паритета покупательной способности валют ориентирует, как должны изменяться цены, чтобы обеспечивать равновесие валютного курса.
Фридмен и его последователи отрицательно относились к государственному регулированию валютного курса, которое обеспечивалось за счет валютной интервенции с целью поддерживания курса собственной страны» квотирование спроса на валюту, манипулирование процентными прудами и депозитами. В особенности осуждались валютные интервенции (увеличение объемов предложения валюты на внутреннем рынке за счет валютного резерва страны), поскольку это приводит к одних и тех же следствий, что и бесконтрольная эмиссия денег, и предопределяет окончательное падение валютного курса.
Затем можно сказать, что Милтон Фридмен экстраполировал выводы своей монетарной доктрины на все составу экономического развития, доказывая) что законы денежного обращения не признают границ, действуют в всем рыночном пространстве.
Экономическая модель капиталистического общества Фридмена имеет все признаки неолиберализма. Деятельность государства ограничивается, во-первых, созданием условий для свободного функционирования рынка, а не для его регламентации; во-вторых, обеспечением безопасности граждан; в-третьих, законодательной функцией и контролем за соблюдением законодательства.
Фридмен, как и другие неолибералы, признает, что рыночное хозяйство имеет большой внутренний потенциал самоуравновешивания, саморегулирование. Если в рыночном механизме и возникают диспропорции, то только через чрезмерное внешнее вмешательство. Поэтому вмешательство в экономику необходимо ограничить макроэкономической сферой, в частности контролем за денежным оборотом.
Количество инструментов государственного регулирования (так называемых административных методов влияния) необходимо сократить, отказавшись от бюджетных средств влияния на экономику, от попыток перераспределения доходов, в том числе через прогрессивное налогообложение.
Социальная сфера, за Фридменом, не должен быть приоритетным направлением деятельности государства. Индивидуализм и свобода предусматривают неравенство. Фридмен защищает индивидуализм и осуждает «социальный компромисс», «коллективное планирование» и прочие формы «сползание к социализму».
Он подчеркивает, что стабильная экономика обеспечивает высокий уровень жизни в обществе, но каждый гражданин должен сам заботиться о том, чтобы получить свою частицу общественного продукта.
Таким образом, монетаризм, продолжая традиции классического рыночного либерализма, отверг лозунга социальной справедливости, в том числе и поддержки полной занятости, как такой, что не могут быть проблемой государства, поскольку их реализация связана с дестабилизацией экономических процессов. Вместе с тем мероприятия по жесткой денежной и стабильной фискальной политике, поддержки бюджетного равновесия и обеспечения законности и порядка монетаризм признал важными условиями функционирования свободной рыночной экономики.
На основах монетаризма возник ряд новых доктрин и школ, которые придерживаются либеральных взглядов, развивают их и приспосабливают к современным требованиям.
Монетаристская теоретическая конструкция нашла отображения в теориях нового направления современной экономической мысли - «рациональных ожиданий» и «экономики предложения».

Категория: История экономических учений | Добавил: eklion (08.11.2009)
Просмотров: 4844
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1559
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz