Согласно с законом, на начало второго полугодия 2005
года, в реестре корпоративных прав государства насчитывается 1 379
акционерных обществ, в статутных фондах которых есть государственная часть.
Государство в личности правительства, министерств и других центральных и
местных органов исполнительной власти проводили управление корпоративными
правами в 1 244 открытых и закрытых акционерных обществах, 99 обществах
ограниченной ответственностью и 36 национальных акционерных и государственных
холдинговых компаний, образованных специальными решениями Президента Украины и
Кабинета Министров.
Общее количество объектов с госпакетами акций 424
хозяйственных обществ (31%) имеют в статутном капитале государственную часть
выше нежели 50%, что дает государству право контроля за их деятельностью (189
хозяйственных обществ имеют государственную часть 100%), 459 хозяйственных
обществ (33%) – государственная часть от 25% до 50% (блокирующий пакет) и 496
хозяйственных обществ (36%) – государственную часть меньше 25%.
Можно отметить, что 121 акционерное общество из этого
количества образованных министерствами в процессе корпоратизации
государственных предприятий и не предоставляют никакой статистической
отчетности, а функции управления ими проводят исключительно основатели –
министерства.
Центральный аппарат Фонда производит управление 363
объектами с корпоративными правами государства (26% общего количества), а
региональные отделения Фонда управляют 878 хозяйственными обществами (64%).
Органы исполнительной власти управляют корпоративными правами 138 (10%)
хозяйственными обществами, образованных в процессе корпоратизации или
переданных им соответственно с договорами Фонда.
Часть собственности государства во всех статутных
фондах хозяйственных обществах, которые находятся на учете, за номинальной
стойкостью пакетов акций составляет 30,54 млрд. грн. Общая номинальная
стоимость государственной части по 1 379 составляет 32,86 млрд. грн.
Производя управление корпоративными правами 1 241
объектами, Фонд госсобственности и его региональные отделения имеют в своем
подчинении статутных капитал в размене 15,71 млрд. грн. Правительство и
министерство непосредственно управляют корпоративными правами только лишь 138
объектов, но в них сконцентрировано большой статутный капитал государства,
который составляет 17,15 млрд. грн, или больше 52% всего статутного капитала,
которым владеет государство.
В целом, 80% пакетов акций государства – это не до проданные
в процессе приватизации остатки, которые есть не привликательными для бизнеса.
Причина такого положения – внедренная схема приватизации и законно определенных
способов приватизации объектов, которые не дают возможности до продажи низко
ликвидных и не ликвидных пакетов акций.
Контрольный портфель государства за последние годы
имеет стойкую тенденцию к уменьшению. Это постепенно влияет на улучшение
структуры корпоративных прав, поскольку их уменьшение в основном происходит за
счет пакетов акций размером от 25 до 50% статутного капитала и части мелких
пакетов размером до 25%.
Решение уменьшения корпоративных портфелей государства
по большому счету происходит за счет прибыли работающих предприятий. Сегодня
Фонд постепенно отходит от принципа, согласно с которыми прибыльные объекты
выставлялись на приватизационные торги, а не прибыльные оставались в
собственности государства. Стратегия приватизации переориентирована на продажу
промышленным инвесторам контрольных пакетов акций через организованные фондовые
рынки при этом с сохранением государственного контроля над работающими
предприятиями.
Предусматривается, что в условиях конкурсов и в
договорах купли – продажи контрольных пакетов акций стратегично важных
предприятий обязательно устанавливается ответственность покупателя за остановку
такого предприятия или сокращение объемов производства у после
приватизированного периода, оговариваются условия, за которыми проданный пакет
акций возвращается в собственность государства если нарушаются условия
законодательства или условия договора купли – продажи акций.
Финансово – кономичные показатели предприятий, на
деятельность которых государство имеет влияние, свидетельствует, что в первом
полугодии 2005 года произошла некоторое снижение темпов развития корпоративного
сектора экономики. Такое положение в первую очередь объясняется тем, что в этот
период произошла легализация макроэкономических показателей в государственной
отчетности.
Общий объем чистого дохода хозяйственных обществ с
государственной частью больше 50% на начало второго полугодия составил
11 725,5 млн. грн, что на 14% больше, нежели в соответственный период
прошлого года.
95 предприятий обеспечили увеличение объемов чистого
дохода по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
За отраслевым распределением наибольший объем чистого
дохода имели предприятия черной металлургии (6 535,7 млн. грн.) и связи (2
766,5 млн. грн.).
Финансовый результат от обычной деятельности, что
касается налогооблажения хозяйственных обществ составил 1 505,4 млн. грн.
Это 23% меньше, нежели в прошлом году
|