Факторы роста международной торговли - Международная экономика - Каталог для студента - Каталог статей - Школьный и студенчиский сайт
Понедельник, 05.12.2016, 20:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Международная экономика

Факторы роста международной торговли

Со второй половины XX в. мировая торговля развивается высокими темпами. В период с 1950 по 1994 г. мировой торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 г. можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии меж­дународной торговли. Именно в этот период был достигнут еже­годный 7%-ный рост мирового экспорта. В 70-х гг. он несколько снизился (до 5%). В конце 80-х гг. мировой экспорт продемонстри­ровал заметное оживление (до 8,5% в 1988 г.). После временного спада в начале 90-х гг., во второй половине 90-х гг., международная торговля вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы (7—9%). На достаточно стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияние ряд факторов:

стабилизация   межгосударственных   отношений   в   условиях мира;

развитие МРТ и интернационализация производства и капита­ла;

НТР, способствующая обновлению основного капитала, созда­нию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирова­ние старых;

активная деятельность международных корпораций на миро­вом рынке;

возникновение новой коммерческой реальности — общемиро­вого рынка для стандартизированных товаров;

регулирование международной торговли посредством между­народных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;

деятельность международных финансово-экономических орга­низаций,  например МВФ, поддерживающего относительную стабильность основных мировых валют торговых и платежных балансов многих стран;

либерализация   международной   торговли,   переход   многих стран к режиму, включающему отмену количественных огра­ничений импорта и существенное снижение таможенных пош­лин — образование «свободных экономические зон»;

развитие процессов торгово-экономической интеграции: уст­ранение региональных барьеров, формирование «общих рын­ков», зон свободной торговли;

           получение политической независимости бывшими колониаль­ными странами. Выделение из их числа стран с моделью эко­номики, ориентирбванной на внешний рынок.

Быстрый рост мировой торговли в середине 90-х гг. связан в ос­новном с резким ростом импорта США, Италии, Канады, Испании, расширением торговли внутри группы стран ОЭСР, а также с улуч­шением хозяйственной конъюнктуры в развитых странах (кроме Японии) на Дальнем Востоке и в Латинской Америке.

Если ликвидация торговых барьеров успешно продолжится, то емкость рынка товаров будет расти в среднем на 6% ежегодно в течение десяти ближайших лет (с 1996 г.). Это будет самым высо­ким показателем с 60-х гг. Торговля же в сфере услуг будет увели­чиваться еще более высокими темпами, чему немало способствуют успехи информатики и связи.

Со второй половины XX в. заметно проявилась неравномерность ди­намики внешней торговли ряда

промышленно развитых стран. Это повлияло на соотношение сил между ними на мировом рынке. Доминирующее положение США было поколеблено. Так, едли в 1953 г. на долю этой страны при­ходилось 1/5 всего мирового экспорта, то в 1990 г. — только 1/8. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.

Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других за­падноевропейских стран. В 90-е гг. Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в четыре раза превышает экспорт США.

В 80-х гг. значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. В 1983 г. она впервые вышла на первое место в мире по экспорту машин и оборудования. Япония значительно опе­режает все страны по вывозу автомобилей, бытовой электроники и др. Треть японского экспорта приходится на США. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е гг. находится на уровне 50—60 млрд долл. в год.

Уменьшение доминирующей роли США в международной тор­говле в известной степени было связано со снижением конкурен­тоспособности американского производства. С конца 80-х до сере­дины 90-х гг. из 200 крупных международных коммерческих сделок, право участвовать в которых оспаривали США, американские ком­пании потерпели неудачу почти в половине из них. Именно в этот период Япония стала выбиваться в лидеры по международной кон­курентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» — Сингапур, Гонконг (Сянган), Тайвань. Однако к середине 90-х гг. США вновь выходят на лидирующие по­зиции в мире конкурентоспособности.

Правительство США в первой половине 90-х гг. предприняло ряд мер, дающих американским компаниям возможность повысить уровень своей конкурентоспособности на мировом рынке. В част­ности, был создан координационный комитет по содействию тор­говле. В 1992—1994 гг. была организована сеть информационных комитетов и рабочих групп, которые участвуют в решении ши­рокого круга вопросов: от экспортного финансирования до под­держки деятельности американских малых фирм на зарубежных рынках.

В соответствии с авторитетным международным рейтингом по конкурентоспособности стран в середине 90-х гг. лидировали США, за ними вплотную идет Сингапур, Гонконг (Сянган), а также Япония, которая на протяжении шести лет занимала первое место. На 17-м месте Франция, на 34-м — Китай, на 40-м — Турция. В самом конце списка — Греция, Мексика, Польша, Венгрия и Венесуэла. И на­конец, Россия — последняя, на 48-м месте.

В основе такой мировой классификации 378 различных крите­риев. Прежде всего это доход на душу населения, уровень инфля­ции, внешнеторговый баланс. Принимаются во внимание природ­ные ископаемые, инфраструктура, средства коммуникации и ряд других факторов. Кроме объективных факторов классификация учи­тывает результаты опроса 21 тыс. руководителей крупнейших пред­приятий в мире.

Конкурентоспособность в такрм анализе определяется как спо­собность конкретного государства создавать пропорционально больше богатств, чем его соперники на мировых рынках. По про­гнозам специалистов, в первые годы XXI столетия наиболее конку­рентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства — США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.

Категория: Международная экономика | Добавил: eklion (10.12.2009)
Просмотров: 2411
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1330
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz