Виды государственного регулирования международной торговли:
односторонние, когда инструменты государственного регулирования
используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или
консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в
ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических
напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами,
введение квот на импорт и т.д.);
двусторонние, когда меры торговой политики согласовываются между
странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной
договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие
интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к
маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов
качества и пр.
Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется
многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли
стран—членов Европейского союза (ЕС), которые рассматриваются в
соответствующих главах второй части учебника.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную
торговлю различают протекционистскую
торговую политику и политику свободной торговли.
Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во
внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и
предложения.
Протекционизм
– государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции
путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Комментарии
Дилемма,
что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной
промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать
национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового
спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая
практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не
принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной
экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей
либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась
обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более
изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний
рынок от иностранной конкуренции.
Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно
узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области
сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с
развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В
торговле развивающихся стран между собой –это товары традиционного экспорта.
Развитие
протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или
отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего
сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
•
коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран,
в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической
политики.
В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические,
административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная
экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия
осуществления мер торговой политики.
Основная задача государства в области международной торговли — помочь
экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более
конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт.
Главный инструмент торговой политики
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной,
существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный
тариф в зависимости от контекста может определяться как:
• инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего
рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через
таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной
номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или
ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае
понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
В отдельных странах таможенная територия может не совпадать с
географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество
перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как
электроэнергия.
Виды таможенных пошлин
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных
пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых
товаров.
Таможенная
пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или
экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
• фискальную, которая относится и
к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей
доходной части государственного бюджета;
• протекционистскую (защитную),
относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает
местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции
• балансировочную, которая относится
к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного
экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже
мировых.
Классификация таможенных пошлин.
По способу взимания:
адвалорные – начисляются
в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от
таможенной стоимости);
специфические – начисляются в
установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
комбинированные
— сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от
таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и
применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные
характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных
пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего
рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы
бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара
200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300
долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100
долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина
повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин
является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости
товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться
под воздействием многочисленных экономических (обменный курс,
процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование)
факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью
оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и
имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в
большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень
таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания
цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный
автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000
долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл.,
поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены
возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа
падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения
импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
• импортные — пошлины, которые
накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на
внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой
всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной
конкуренции;
• экспортные — пошлины, которые
накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной
территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в
случае больших различий в уровне внутренних "регулируемых цен и свободных
цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и
пополнить бюджет;
• транзитные — пошлины, которые
накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.
Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой
войны.
По характеру:
• сезонные — пошлины, которые
применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией
сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия
не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного
таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
• антидемпинговые — пошлины, которые
применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой,
чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб
местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и
расширению национального производства таких товаров;
• компенсационные — пошлины, накладываемые
на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно
использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям
таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем
порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со
стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и
иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их
союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое
по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений
положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования
проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются
возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить
разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится
крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы
урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
• автономные — пошлины, вводимые
на основании односторонних решений органов государственной власти страны.
Обычно решение о введении конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются
соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или
экономики) и одобряются правительством;
• конвенционные (договорные) —
пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения,
такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о
таможенном союзе;
• преференциальные — пошлины
имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным
тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары,
происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать
экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года
действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение
импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся
стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран
не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
• постоянные — таможенный тариф,
ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не
могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран
мира имеет тарифы с постоянными ставками;
• переменные — таможенный тариф,
ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной
власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня
государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются,
например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
|