Четверг, 02.05.2024, 21:51
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Международная экономика

Типы и этапы интеграции

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине XX века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

Этапы интегряци

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения (табл. 12.1). Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смыс­ле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, преду­сматривающие сохранение националь­ных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударст­венным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз (ЭС), который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. Основные черты различных уров­ней интеграционного процесса сведены в таблице 12.1.

Интеграционные объединения

Интеграционные группировки в меж­дународной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграцион­ных объединений различного типа по сравнению с 5-6 в 80-е годы, когда многие группировки фактически не работали, и 18-20 в 70-е годы, когда про­гресс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграцион­ных объединений в других частях мира.

Классификация основных действую­щих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показы­вает, что в современной международной экономике существует достаточно мно­го примеров интеграционных группиро­вок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого про­гресса в соответствии с поставленными целями   весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили на­меченную программу интеграции и со­вершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская     ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамерикан­ский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних под­ступах к поставленным целям. Напри­мер, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Органи­зации  восточнокарибских  государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран.

 

Принципы оценки интеграции

В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она ша­гом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограниче­нием на пути торговых потоков. В соот­ветствии с правилами ГАТТ/ВТО суще­ствует только одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной тор­говли. В соответствии с правилами пе­ред созданием интеграционных группи­ровок возможно существование на про­тяжении довольно длительного времени "переходных договоренностей”, кото­рые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через "разумный промежуток времени” при условии, что торговые барьеры между членами устранены на "практически все” товары и что барьеры в торговле с другими странами, по край­ней мере, не увеличены.

Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд незави­симых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:

региональные торговые соглаше­ния должны покрывать все отрасли эко­номики без исключения;

переходный период не должен пре­вышать 10 лет и включать четкий гра­фик либерализации торговли в отдель­ных отраслях;

либерализация торговли на усло­виях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются вы­сокими;

общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий та­риф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;

правила приема новых членов в интеграционные   соглашения   должны
быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;

правила определения страны происхождения товара должны быть про­зрачными и не быть орудием протекци­онизма внутри группировки;

необходим   быстрый   переход   к наиболее  развитым   формам  интегра­ции, которые являются предпочтитель­ными перед менее развитыми, посколь­ку обеспечивают более рациональное распределение и использование факто­ров производства;

после   создания   интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отно­шениях между ее членами, а в отноше­ниях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их приме­нения.

Итак, основными этапами развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглаше­ние, зона свободной торговли, таможен­ный союз, общий рынок, экономи­ческий союз и политический союз. Интеграция начинается с либерализа­ции взаимной торговли товарами, вклю­чает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, дополняется свободой межгосудар­ственного передвижения факторов про­изводства и завершается унификацией макроэкономической политики и созда­нием надгосударственных органов уп­равления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ран­них стадиях становления.

Категория: Международная экономика | Добавил: eklion (13.12.2009)
Просмотров: 5576
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1558
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz