Объем производства и объем
реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях
ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое
место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и
усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот,
возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно
может реально реализовать.
Основные показатели:
– Валовая продукция – стоимость
всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное
производство.
– Товарная продукция – в отличие
от валовой, не включает остатки незавершенного производства и
внутрихозяйственный оборот.
По своему составу на многих
предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет
внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
– Объем реализации продукции –
определяется по отгрузке продукции покупателям, или по оплате.
Приведенные показатели могут
измеряться в натуральных (штуки, метры, тонны – используются при анализе
объемов производства по отдельным группам и видам однородной продукции),
условно-натуральных (применяются для обобщенной характеристики объемов
производства. Например, на консервных заводах используется такой показатель,
как тысячи условных банок, в обувной промышленности – условные пары обуви),
трудовых (используются, когда в условиях многопродуктового производства не
представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные
измерители) и стоимостных измерителях (плановые, действующие цены).
Методика анализа:
1.
Изучение динамики выпуска и реализации продукции, расчет базисных и
цепных темпов роста и прироста, таблица 5.2.
Таблица
5.2
Год
|
Объем производства продукции, тыс. грн.
|
Темпы роста, %
|
Объем реализации продукции, тыс. грн.
|
Темпы роста, %
|
Базисные
|
Цепные
|
Базисные
|
Цепные
|
ххх1
|
90000
|
100,0
|
100,0
|
89500
|
100,0
|
100,0
|
ххх2
|
92400
|
102,7
|
102,7
|
92600
|
103,4
|
103,4
|
ххх3
|
95800
|
106,4
|
103,6
|
94300
|
105,4
|
101,8
|
ххх4
|
94100
|
104,5
|
98,2
|
93500
|
104,4
|
99,2
|
ххх4
|
100800
|
112,0
|
107,1
|
96600
|
107,9
|
103,0
|
Из таблицы видно, что за
последние 5 лет объем производства вырос на 12%, а объем реализации – на 7,9%.
Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах
предприятия, не оплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста и
прироста (рассчитывается по среднегеометрической):
Наше предположение
подтверждается: среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%,
а реализации продукции – 1,92%.
2.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции, таблица
5.3:
Таблица
5.3
Изделие
|
Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.
грн.
|
Реализация продукции в плановых ценах, тыс. грн.
|
План
|
Факт
|
+, -
|
%
|
План
|
Факт
|
+, -
|
%
|
A
|
28800
|
25200
|
-3600
|
-12,5
|
28500
|
24250
|
-4250
|
-14,9
|
B
|
33600
|
33264
|
-336
|
-1,0
|
33600
|
31800
|
-1800
|
-5,35
|
C
|
19200
|
22176
|
2976
|
15,5
|
18900
|
21350
|
2450
|
13,0
|
D
|
14400
|
20160
|
5760
|
40,0
|
14250
|
19200
|
4950
|
34,7
|
Итого
|
96000
|
100800
|
4800
|
5,0
|
95250
|
96600
|
1350
|
1,42
|
За отчетный год план по
выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации – только на
1,42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Объем производства и реализации
продукции должны планироваться в соответствии с остатками готовой продукции на
складе на начало периода, договорными обязательствами и желаемым остатком
готовой продукции на конец планового периода.
3.
Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Недовыполнение плана по
договорам оборачивается для предприятия уменьшением доходов от реализации,
выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может
потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для
предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных
нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату,
налоговые льготы и т.п.
Определяется выполнение плана
поставок за месяц и нарастающим итогом за год в разрезе отдельных потребителей и
видов продукции, таблица 5.4:
Таблица
5.4 – Анализ выполнения договорных обязательств за месяц
Изделие
|
Потре-битель
|
План постав-ки по догово-ру, тыс. грн.
|
Фактически отгружено, тыс. грн.
|
Недопоставка продукции, тыс. грн.
|
Зачетный объем в пределах плана, тыс. грн.
|
А
|
1
|
800
|
850
|
0
|
800
|
2
|
800
|
750
|
50
|
750
|
3
|
600
|
700
|
0
|
600
|
В
|
1
|
500
|
500
|
0
|
500
|
2
|
1200
|
1050
|
150
|
1050
|
Итого
|
|
3900
|
3850
|
200
|
3700
|
Коэффициент выполнения
договорных обязательств:
(5.6)
Недопоставка продукции
отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и
на работу предприятий-контрагентов, торговых организаций, транспортных
организаций и т.п.
При анализе выполнения
договорных обязательств по поставкам продукции особое внимание следует обращать
на выполнение обязательств по госзаказу и по экспорту продукции.
|