Цель маркетингового анализа –
изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов.
От портфеля заказов зависят
производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе
дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам,
то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут
убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную
продукцию предприятия имеет большое значение.
Анализ спроса. Пусть
функция спроса, полученная с помощью методов стохастического анализа, имеет
вид:
где Y –
спрос на продукцию, z – доход потребителя, p – цена.
Тогда:
– Коэффициент эластичности
спроса по цене (Ep) – показывает на сколько
процентов изменится спрос на продукцию при изменении цены на 1%:
(5.1)
– Коэффициент эластичности
спроса по доходу (Ed) – показывает на
сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода потребителя
на 1%:
(5.2)
Спрос эластичный, если (Ep <-1) и (Ed
>1), и неэластичный, если (Ep >-1) и (Ed <1).
Значение коэффициентов
эластичности определяет динамику изменения дохода от реализации продукции.
Пример: Кривая спроса на
продукцию представлена на рис. 5.1.
Оптимальной функцией спроса,
которая в наибольшей степени соответствует кривой спроса на данный товар,
является логарифмическая функция вида:
- функция спроса
где Y
– объем спроса, тыс. шт.;
Р – цена на товар, грн.
Рисунок 5.1 - Кривая спроса
Эластичность спроса по цене
будет рассчитываться по формуле: , рис. 5.2:
Рисунок 5.2 - Эластичность спроса от цены
Для данного вида товаров
эластичность равна -1 при значении цены равном 2043 грн. Это значит, что при
первоначальном значении цены ниже 2043 грн. ее увеличение на 1% приведет к
снижению спроса на товар менее чем на 1%, а следовательно, доход от реализации
возрастет. Если же первоначальная цена была выше 2043 грн., то ее увеличение на
1% повлечет за собой снижение спроса более чем на 1%, то есть доход от
реализации уменьшится.
Оценка риска невостребованной
продукции. Риск невостребованной продукции возникает вследствие отказа
потребителей покупать ее. Если риск будет обнаружен на предпроизводственной
стадии, тогда экономический ущерб будет включать в себя только расходы на
разработку изделия. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на
производственной или послепроизводственной стадии, это может сильно пошатнуть
финансовое состояние предприятия.
Проводится анализ обеспеченности
производства продукции договорами на поставку.
Пример – предприятие выпускает 4
вида продукции, таблица 5.1:
Таблица 5.1 – Анализ обеспеченности плана
производства договорами
Вид продукции
|
Объем поставки по заключенным договорам, тыс. грн.
|
Остаток готовой продукции на начало года, тыс. грн.
|
План производства продукции на год, тыс. грн.
|
Обеспеченность выпуска продукции договорами, %
|
A
|
4800
|
150
|
5760
|
81.2
|
B
|
5300
|
110
|
5600
|
92.8
|
C
|
3200
|
60
|
2743
|
114.0
|
D
|
2600
|
40
|
1920
|
132.6
|
Вывод: необходимо пересмотреть
структуру производства – сократить выпуск продукции A и
B и увеличить выпуск продукции C
и D.
Анализ рынков сбыта
продукции. Проводится с помощью матрицы Бостонской консалтинговой группы.
Анализ конкурентоспособности
продукции. Для оценки конкурентоспособности продукции предприятия
необходимо сравнить отношения (Качество / Цена) продукции собственного
производства и продукции конкурента. С этой целью рассчитывают единичные,
групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.
– Единичные показатели –
отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или
экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
(5.3)
где Р – уровень параметра
исследуемого изделия;
Рконкурент –
уровень параметра изделия конкурента
– Групповой показатель (G) – объединяет единичные показатели (qi)
по однородной группе параметров (технических, экономических) с помощью весовых
коэффициентов (ai), определенных экспертным
путем:
, где (5.4)
Интегральный показатель (J) – представляет отношение качества к цене:
(5.5)
где Gm – групповой показатель по техническим параметрам;
Gэ
– групповой показатель по экономическим параметрам
Если J<1,
то анализируемое изделие уступает образцу, а если J>1,
то оно превосходит изделие конкурента по своим параметрам.
|