Показатели рентабельности
характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных
направлений деятельности (операционной, инвестиционной, финансовой),
окупаемость затрат и т.д.
Они более полно, чем прибыль,
отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина
показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами (т.е.
являются относительными показателями).
Все показатели могут
рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и
чистой прибыли.
Классификация показателей рентабельности:
1. Показатели,
характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов –
рентабельность затрат (Rз):
; ; (9.4)
где БП – балансовая прибыль;
ПРП – прибыль
от реализации продукции;
ЧПРП –
чистая прибыль от реализации продукции;
З – сумма затрат по
реализованной продукции.
Данные показатели отражают,
какой объем прибыли получает предприятие с каждой гривны, затраченной на
производство и реализацию продукции.
Может рассчитываться в целом
по предприятию, отдельным производствам и видам продукции.
Аналогично определяется
рентабельность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли
от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
2. Показатели,
характеризующие прибыльность продаж – рентабельность продаж (Rп):
; ; (9.5)
где Д – доход от реализации
продукции, работ, услуг.
Данные показатели характеризуют
эффективность операционной и инвестиционной деятельности и показывают, какой
объем прибыли получает предприятие с гривны дохода.
3. Показатели,
характеризующие доходность капитала и его частей –рентабельность капитала (Rк):
; ; (9.6)
где К – среднегодовая
стоимость всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых..
В процессе анализа изучается
динамика перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их
уровню и проводятся межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Рентабельность затрат,
рассчитанная в целом по предприятию, зависит в общем случае от трех основных
факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее
себестоимости и средних цен реализации:
(9.7)
Расчет влияния факторов можно
выполнить методом цепной подстановки.
Факторный анализ рентабельности
по каждому виду продукции проводится с помощью модели:
(9.8)
Рентабельность продаж,
рассчитанная в целом по предприятию, имеет следующий вид:
(9.9)
Соответствующая факторная модель
для отдельных видов продукции:
(9.10)
Аналогичным образом
анализируется рентабельность капитала:
(9.11)
Среднегодовая сумма основного и
оборотного капитала (К) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости
капитала (Коб), который определяется отношением выручки к
среднегодовой сумме капитала.
Чем быстрее на предприятии
оборачивается капитал, тем меньше его требуется для обеспечения
запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала
требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема
производства и реализации продукции.
Приведенные факторные модели
оценки влияния факторов на уровень рентабельности рассчитываются на основании
прибыли от реализации продукции.
|