Обеспечение эффективного
функционирования предприятия требует экономически грамотного управления его
деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С
помощью экономического анализа изучаются тенденции развития, исследуются
факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и
управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются
резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты
деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Экономический анализ – это
научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный
на расчленении их на составные части и изучении их во взаимозависимости;
система специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования
экономических систем и направленных на диагностику и прогнозирование
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Возникновение экономического
анализа относят к 4000 году до нашей эры. Его становление и развитие связывают
непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского учета. Однако
теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития
капиталистических отношений, а именно во второй половине 19 века.
Рассмотрим место
экономического анализа в системе управления.
Экономический анализ
представляет собой функцию управления производством, рис. 1.1:
Рисунок 1.1 - Место экономического анализа в системе
управления
Планирование – определяет направление
и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений.
Бухгалтерский учет –
обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных по
хозяйственной деятельности предприятия.
Экономический анализ – позволяет
получить представление о ходе выполнения плана, тенденциях и характере
происходящих изменений. На основе результатов анализа разрабатываются и
обосновываются управленческие решения.
В процессе анализа первичная
информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых
результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями
других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние различных факторов
на величину результативных показателей; выявляются недостатки и ошибки, неиспользованные
возможности.
Каждая наука имеет свой
предмет исследования, который она изучает с соответствующей целью присущими ей
методами. Нет предмета исследования, нет и науки.
Предметом экономического анализа
являются:
– хозяйственные процессы на
предприятии;
– причинно-следственные связи
экономических явлений и процессов;
– конечные финансовые результаты
деятельности.
Предмет экономического
анализа определяется, прежде всего функциями, которые он выполняет.
Функции экономического анализа:
– изучение характера действия
экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических
явлений и процессов;
Например, на предприятии
должен выполняться закон опережающего роста производительности труда по
сравнению с уровнем его оплаты.
– обоснование текущих и
перспективных планов;
– контроль за выполнением планов
и управленческих решений;
– поиск резервов повышения
эффективности производственной деятельности;
– оценка результатов
деятельности предприятия по выполнению планов, использованию имеющихся возможностей
и диагностика его положения на рынке товаров и услуг;
– разработка рекомендаций по
использованию выявленных резервов.
Все функции АХД находят свое
отображение в системе показателей, причем, каждое экономическое явление чаще
всего определяется комплексом взаимосвязанных показателей.
Например, эффективность
использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи,
фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д.
Так как в экономическом
анализе используется большое количество показателей, необходима их группировка
и систематизация.
Классификация показателей:
1. По своему содержанию:
– Количественные (объем
производства, количество работников);
– Качественные – определяют
существенные особенности и свойства изучаемых объектов (производительность
труда, себестоимость, рентабельность)
Изменение количественных
показателей обязательно приводит к изменению качественных и наоборот.
Например, рост
производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.
2. По способу представления
информации:
– Абсолютные (выражаются в
денежных или натуральных измерителях);
– Относительные (выражаются в
процентах, коэффициентах или индексах) – показывают соотношение каких-либо двух
абсолютных показателей.
3. По способу формирования:
– Нормативные (нормы расходов
сырья, материалов, амортизации);
– Плановые (данные планов
экономического развития предприятия);
– Учетные (данные бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности);
– Аналитические (оценочные) –
которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов деятельности.
Комплексный анализ хозяйственной
деятельности предприятия предусматривает систематизацию показателей по
следующей схеме, рис. 1.2.
Показатели, которые образуют
подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, с их помощью осуществляется
взаимодействие подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является
входящим для других подсистем.
Такая взаимосвязь определяет
последовательность выполнения анализа – от изучения первичных показателей до
обобщающих.
Рисунок 1.2 - Система показателей комплексного АХД
Например, чтобы определить
плановый объем выпуска продукции, необходимо провести маркетинговые
исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию. Нужно знать также
условия и возможности производства, его обеспеченность трудовыми ресурсами.
Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции.
|