Четверг, 25.04.2024, 19:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Экономическое обоснование хозяйственных решений

Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

 

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не при­носит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходи­ма для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет прино­сить прибыль предприятию.

Безубыточный объем продаж – такой объем продаж, при котором доход от реализации продукции равен расходам (точка безубыточности, порог рентабельности, точка окупаемости затрат).

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – зона безопасности (зона прибыли). Она показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и ана­лизировать которые должен уметь каждый бухгалтер, эконо­мист, менеджер.

Для определения уровня данных показателей используются аналитический и графический методы.

 

Пример 4. Исходные данные

Производственная мощность предприятия

1000 шт.

Цена изделия (р)

20 тыс. грн.

Доход от реализации (В)

20000 тыс. грн.

Постоянные затраты (А)

4000 тыс. грн.

Переменные расходы на единицу продукции (b)

12 тыс. грн.

Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер)

12000 тыс. грн.

Прибыль от реализации продукции (П)

4000 тыс. грн.

Маржинальный доход (МД = В – Зпер)

8000 тыс. грн.

Доля маржинального дохода в выручке (Дмд)

0,4

Ставка маржинального дохода (СМД = p – b)

8 тыс. грн.

 

Графический метод. Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график, рис. 1.2. По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продук­ции), или в денежной оценке (если график строится для не­скольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

 

Рисунок 1.2 – Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком нет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны доходу от реализации продукции. Она получила название точки безубыточности, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, будет получена прибыль, в противном случае – убыток.

При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн грн. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, при реализации 700 изделий – 20% и т.д.

Полученную зависимость можно представить по-другому, рис. 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Определение точки безубыточности

 

При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов (в нашем примере 4 млн. грн.). При объеме 1000 изделий прибыль составит 4 млн. грн. Соединив эти точки между собой, получим на линии X точку критического объема продаж.

В данном случае точка окупаемости (порог рентабельности) будет на отметке 500 ед. или 10 млн. грн. Получен тот же результат, только более простым способом.

Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.

Аналитический метод. Аналитический метод расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести формулы и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

 

 млн. грн.

 

Для одного вида продукции безубыточный объем про­даж можно определить в натуральном выражении:

 

 шт.

 

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула:

 

 

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

 

 шт.

 

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750:500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 ед. – для получения 2000 тыс. грн. прибыли.

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

 

 тыс. грн.

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

 

 

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

 

 

Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации.

С помощью маржинального анализа устанавливается критический уровень не только объема продаж, но и суммы посто­янных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов. В основе этих расчетов лежит базовая модель прибыли:

 

 

Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается по формуле:

 

   или  

 

То есть определяется максимально допустимая величина постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.

Пример 5. Цена изделия р = 50 тыс. грн., переменные затраты на единицу продукции b = 30 тыс. грн., возможный объем производства продукции – 5000 ед. Определить критический уровень постоянных издержек:

 

 тыс. грн.

 

При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь ни прибыли ни убытка. Если постоянные затраты превысят критическую сумму, предприятие не сможет покрыть их за счет дохода от реализации продукции.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (b) при заданном объеме продаж (РП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется по формуле:

 

 

Если необходимо получить некоторую сумму целевой прибыли, формула имеет вид:

 

 

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 

 

Для определения срока окупаемости постоянных затрат отчетного периода, в месяцах, используется формула:

 

 

Пример 6. Годовой объем продаж составляет 2500 млн. грн, постоянные издержки предприятия за год – 600 млн. грн., прибыль – 400 млн. грн. Определить срок окупаемости постоянных издержек.

1. Определим сумму маржинального дохода и его долю в общей выручке:

 

 млн. грн.

 

2. Безубыточный объем продаж (сумма покрытия постоянных затрат) составит:

 

 млн. грн.

 

3. Срок окупаемости постоянных издержек равен:

 

 

Оставшиеся 4,8 мес. в году предприятие будет получать прибыль.

Следовательно, большая часть года уйдет на возмещение постоянных издержек.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений.

Если сумму прибыли представить в виде:

 

 

Где неизвестной величиной является объем реализации продукции в натуральном выражении (РП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту:

 

 

Равновесный объем реализации можно найти следующим образом:

 

 

На основании проведенных расчетов выбирается один из ва­риантов управленческих решений.

Характер реакции прибыли на изменение объемов выпуска продукции компании зависит от структуры ее расходов.

Структура расходов – это соотношение постоянных и переменных расходов компании.

Для определения наиболее оптимальной структуры расходов, рассмотрим следующий пример.

Пример 7. Структура расходов компаний с различным уровнем автоматизации производства.

 

Показатель

Компания А (ручной труд)

Компания Б (автоматизированный труд)

Доход от реализации

250000

250000

Переменные расходы

200000

25000

Постоянные расходы

25000

200000

Прибыль

25000

25000

 

Предположим, что объем реализации вырос на 10% или на 25000 грн. Расчет увеличения величины прибыли каждой компании приведен в таблице:

 

Показатель

Компания А (ручной труд)

Компания Б (автоматизированный труд)

Доход от реализации

275000

275000

Переменные расходы

220000

27500

Постоянные расходы

25000

200000

Прибыль

30000

47500

 

Прибыль компании А увеличилась на 5000 грн., компании Б – на 22500 грн.

Таким образом, оптимальная структура расходов зависит от тенденции изменения объема реализации. Если объем реализации имеет тенденцию постоянного роста, то оптимальной структурой расходов есть та, где доля постоянных расходов есть выше и наоборот.

Вывод: больший удельный вес постоянных расходов компании в их структуре обеспечивает большее влияние на изменение прибыли при изменении объема реализации.

Меру использования постоянных расходов в их общей структуре называют операционным рычагом:

 

 

Операционный рычаг показывает, во сколько раз процент изменения прибыли будет больше, чем процент изменения объема реализации.

Для нашего примера будем иметь:

Компания А: ОР = МД / П = (В – Зпер) / П = (250000 – 200000) / 25000 = 2;

Компания Б: ОР = МД / П = (В – Зпер) / П = (250000 – 25000) / 25000 = 9

Таким образом, изменение объема реализации на 10% приведет к:

– изменению прибыли компании А на 10% * 2 = 20%;

– изменению прибыли компании Б на 10% * 9 = 90%.

 

Маржинальный анализ в условиях многопродуктового производства.

Мы рассмотрели методику маржинального анализа на примере компании, которая производит и реализует только один вид продукции. На практике в большинстве случаев мы будем сталкиваться с многопродуктовым производством.

В условиях многопродуктового производства маржинальный анализ основывается на структуре продаж – соотношении отдельных видов продукции в общем объеме реализации (удельный вес).

Пример 8. Анализ безубыточности в условиях многопродуктового производства. Компания производит 2 вида продукции, данные о производстве которых показаны в таблице:

 

Показатель

Товар А

Товар Б

Всего

Объем реализации, шт.

60000

40000

100000

Цена за единицу, грн. (р)

10

8

Переменные расходы на единицу продукции, грн. (b)

7

6

Общие постоянные расходы, грн. (А)

182000

 

Комбинация продаж:

– Товар А – 60%;

– Товар Б – 40%.

Для определения точки безубыточности необходимо определить величину средневзвешенной ставки маржинального дохода:

 

 

где          Удi – удельный вес і-ого вида продукции в общем объеме продаж;

               СМД,i – ставка маржинального дохода і-ого вида продукции.

Для рассматриваемого примера имеем:

СМД,1 = 10 – 7 = 3 грн.;

СМД,2 = 8 – 6 = 2 грн.

 

 грн.

 

Средневзвешенную величину ставки маржинального дохода можно также определить по формуле:

 

 

Для рассматриваемого примера будем иметь:

 

 

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

 

 шт.

 

Причем, структура реализации не должна изменяться. Таким образом, объем выпуска продукции составит:

– Товар А – 70000 * 60% = 42000 шт.;

– Товар Б – 70000 * 40% = 28000 шт.

Предположим, что структура реализации изменилась и имеет вид:

– Товар А – 80%;

– Товар Б – 20%.

В этом случае, СМД,1 = 10 – 7 = 3 грн.; СМД,2 = 8 – 6 = 2 грн., а средневзвешенная ставка маржинального дохода примет значение:

 

 грн.

 

Точка безубыточности   шт., при этом, объем выпуска товара А = 65000 * 80% = 52000 шт., а товара Б = 65000 * 20% = 13000 шт.

Таким образом, вследствие изменения структуры реализации продукции точка безубыточности приняла меньшее значение. Это вызвано увеличением доли продукции А с большей ставкой маржинального дохода.

Рассмотренный подход предполагал, что постоянные расходы распределяются на всю выпускаемую продукцию. Если отдельные виды постоянных расходов связаны с производством конкретного вида продукции и не должны относиться на себестоимость других ее видов, то такой анализ необходимо проводить в рамках производственной линии, а не всего производства в целом.

 

 

Категория: Экономическое обоснование хозяйственных решений | Добавил: eklion (24.03.2010)
Просмотров: 76890
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1558
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz