Большую
роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный
анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя
группами важнейших экономических показателей: «издержки – объем производства
(реализации) продукции – прибыль» и прогнозировании величины каждого из этих
показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов
называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Предложен в 1930 г. американским инженером Уолтером Рау под названием графика критического объема производства.
В
основу методики маржинального анализа положено деление производственных и
сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на
переменные (пропорциональные) и постоянные(непропорциональные) и использование
категории маржинального дохода.
Известно,
что:
Прибыль=Доход
от реализации – Переменные издержки – Постоянные истержки
Маржинальный
доход предприятия – это доход от реализации продукции минус сумма переменных
издержек. Таким образом, маржинальный доход включает в себя постоянные затраты
и прибыль.
Маржинальный
доход на единицу продукции – разность между ценой единицы продукции и
переменными затратами на нее.
Маржинальный
анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми
рыночными отношениями.
Маржинальный
анализ позволяет:
– более
точно оценить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе
более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее
величины;
– определить
критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат,
цены при заданной величине соответствующих факторов;
– установить
зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;
– рассчитать
необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
– обосновать
наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения
производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов
оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и
другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение
расчетов, основанных на соотношении «затраты – объем – прибыль», требует
соблюдения ряда предпосылок:
–
классификация издержек на переменные и постоянные;
– переменные
издержки изменяются пропорционально объем производства (реализации) продукции;
– постоянные
издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства
(реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия,
который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на
продукцию;
– тождество
производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени,
т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
|