Бюджетный
процесс – деятельность органов
власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта
деятельность регламентируется следующими законами: Закон "Об основах бюджетного
устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы республик.
Для составления необходимо 18 месяцев.
Сроки действия бюджетов:
Россия: 1
января – 31 декабря
США: 1
октября – 30 сентября
Англия: 1
апреля – 31 марта
Пакистан: 21
марта – 20 марта.
Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании
указа Президента правительство начинает разработку бюджета.
Этап
1 – анализируются основные положения
в социально - экономической сфере;
определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной
политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3
месяца).
Этап
2 – территориальные органы
государственного управления ведут проработку и согласование контрольных цифр.
Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое
направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца). С этим
посланием Президент должен выступить в Парламенте.
Разделы послания:
1)
основные показатели социально - экономического развития;
2) сводный финансовый план;
3) основные направления
бюджетной политики;
4) баланс доходов;
5) проект бюджета;
6)
оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.
После выступления комиссии и комитеты осуществляют
постатейное рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета
выносится на рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450
чел.) и Совет Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в
Государственной думе, если она одобряет (256 чел. "за”), то проект передается в
Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение определенного
срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо республику "обидели”.
Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации, далее он идет к
президенту, который его подписывает. После подписи Президента бюджет становится
Законом.
Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не
проголосовали "за” как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90
чел.), то происходит балансировка, следовательно, проект направляется в
сослагательную комиссию, где представлено несколько сторон:
– Минфин (те, кто сочинил);
– Государственная дума (которая проголосовала "за”);
– Совет Федерации (который проголосовал "против”);
– Президент.
После утряски происходит переголосовка в Совете
Федерации.
Если этот проект не утверждает Президент (как правило,
несоответствие Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон
отправляется в Государственную думу и Совет Федерации. Первая может
преодолеть своим полномочием вето (2/3
от 450 чел = 300 чел. "за”).
В процессе исполнения бюджета могли возникать
ситуации, когда он не исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:
– секвестирование (сокращение расходов);
– финансирование защищенных и нефинансирование
незащищенных статей.
После исполнения бюджета проводится собрание, на
котором утверждается отчет об использовании бюджета (отчет утверждается
практически автоматически).
СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.
I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху вниз и
наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти через банки,
именуемые уполномоченными. Смысл – правительство уполномочивает определенные
банки осуществлять переводы, расчеты и т.п. операции. Всего в России около 2
700 банков, 2 200 из которых находятся в Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200
являются уполномоченными (среди них СбС).
II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои органы
на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация называлась
Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в 70 субъектах
Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца восстановлена.
III система – смешанная
Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение
исполненного бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов
выступает с утверждением нового бюджета.
|