Государственная финансовая система США состоит из финансовой системы
Федерации, финансовой системы штатов, финансовой системы местных орга-нов
власти (графства, городские муниципалитеты, сельские, школьные, спе-циальные
округа примерно 83 тысячи). Решающее место занимает бюджет. В отличие от России
и других стран развита система внебюджетных фондов социального и медицинского
страхования, Дорожный фонд и другие. Они были консолидированы в 68 году с
федеральным бюджетом. При этом они были выделены в качестве самостоятельных
фондов внутри бюджета и пере-шли только в трастовое управление, которое
предполагает использование и расходование средств этих фондов на другие цели.
Что-то подобное прово-дится и у нас. Существуют и другие внебюджетные фонды, их
доля около 2% от доходов федерального бюджета. Также в государственные финансы
вклю-чаются финансы предприятий, финансируемые за счет бюджета.
Доходы
федерального бюджета.
На 90%
федеральный бюджет формируется за счет налогов. Основное место занимает ПДХН. С
населения - 46% (введен в 1913 г., сначала очень умерен-ный, был высокий
необлагаемый минимум, налог платили чуть более млн. налогоплатильщиков). Рейган уменьшил max ставку ПДХН до 28%. На
со-временном этапе ставки ПДХН колеблются 15-25,5% от доходов дифферен-циацией
размера доходов. Необлагаемый min 2000$ на плательщика и каждо-го иждивенца.
Доход до 30000$ в год облагается по ставке 15%.
Второе место -
налоги с фонда заработной платы (ФЗП). Это отчисления в фонды социального
страхования - вносятся работниками и работодателями от ФЗП. Отчисления по
безработице - 0,8% - только работодатели. Эти налоги составляют 35% в доходах
федерального бюджета.
3 место -
Налог на прибыль корпораций. Взимается по трем поставкам. При прибыли до 50
тыс. $ - 15%, до 75 тыс. - 25%, свыше 75 тыс. - 34%. Этот налог дает меньше 10%
всех доходов федерального бюджета.
В федеральный
бюджет также поступают: таможенные пошлины, акцизы (нефть, бензин, сигареты,
спиртные напитки, авиабилеты - ставки неболь-шие), налог на дарение и
наследство (18%, необлагаемый минимум - 600 тыс. $).
Расходы федерального бюджета.
Обслуживает
основные функции государства - социальные, экономические, управление и охрана
государства, обслуживание государственных кредитных отношений.
В 1993 г.:
1 трлн. 475
млрд. $ (20% всех расходов) - расходы на оборону.
На
экономическую ?экологическую деятельность (экономического назначе-ния) - 9%, на
социальные цели - 57%, обслуживание государственного долга - 14% (внутренний,
т.к. внешнего нет), государственное управление - 1%. Пре-доставление
экономической помощи другим государствам - более 1%.
Финансовое
воздействие государства на экономические и социальные про-цессы в стране.
Экономическое
влияние очень мало, только косвенное - через закупки воен-ной техники, научные
исследования. Предоставляются максимальная само-стоятельность субъектам
хозяйствования.
1,5% всех
расходов федерального бюджета - на финансирование прироста ресурсов и охрану
окружающей среды (рекультивирование земель, финанси-рование
научно-исследовательских работ в области охраны окружающей сре-ды)
1,5% -
оказание помощи с/х, включая 3 элемента:
а) обязательства государства закупать с/х продукцию по
пороговой цене, если рыночные цены на с/х продукцию упадут ниже ее. В основном
это зерновые культуры и другие растениеводческие культуры.
Б) предоставление государственного кредита под запасы
с/х продукции (зало-говая квота из расчета на единицу продукции).
В) выплата премии фермерам за сокращение с/х посевов -
применяется не все-гда. Доля всей помощи государства - 20% от всей помощи с/х.
1,5%
министерству на развитие торговли (коммерции), а также на кредито-вание
жилищного строительства и страхования банковских депозитов. Для торговли - в
основном средства стимулирования экспортных операций, в ос-новном малому
бизнесу.
2,5% - на
транспорт, в основном это субсидии штатам на строительство ав-тодорог. Дотации
морскому транспорту и на воздушные перевозки (субсидии аэропортам).
0,3% - на
энергетику, финансирование энергосберегающих проектов, строи-тельство
государственных АЭС.
0,7% -
региональное и местное развитие штатов и городов.
Расходы на
социальные цели:
3,5% на
образование, половина из них на субсидии штатам, еще 1/4 на под-держку профессионального обучения (по
программам штатов); трудоустрой-ство молодежи, создание новых рабочих мест.
21% -
социальное страхование, в основном это группа внебюджетных фон-дов, выплата
пенсий (по старости с 65 лет, по инвалидности, по случаю поте-ри кормильца
(вдовам и детям до 16 лет)).
Пенсии
ежегодно индексируются. Max пенсия для одинокого пенсионера 836$ в месяц. Почти
1/3 пенсионеров получают дополнительные пенсии по договорам с пенсионными негосударственными
фондами, взносы в которые платят работодатели.
Кроме пенсий
по системе соц. страхования в США выплачиваются еще по-собия, их очень мало.
Обязательным является пособие по безработице, вве-денное Рузвельтом, в каждом штате
своя программа, чаще всего размер около 50% среднего заработка. Выплачивается
пособие со 2 недели, в течение 26 недель. Имеется обязательное пособие в связи
с несчастными случаями на производстве (в среднем 67% от з/пл). Только в штатах
есть пособие по вре-менной нетрудоспособности, в среднем оно составляет 50-67%
з/пл. Пособие по материнству - только в 6 штатах в той же сумме.
Важное
значение в расходах федерального бюджета являются расходы по обеспечению
доходов малоимущих - 14%. В 35 г. Рузвельт принимает про-грамму помощи семьям с
иждивенцами и детьми (ПСИД). По этой программе выплачивается пособие семьям, у
которых доход ниже прожиточного мини-мума в данном штате (от 120$ до 630$ в месяц на семью (мать и 2 детей)). Семьи,
получающие пособие ПСИД получают право на бесплатные продук-товые талоны, право
на бесплатную медицинскую помощь mediccare. Феде-ральное правительство
оплачивает медицинскую помощь, предоставляемую малоимущим гражданам. Сейчас
пособие ПСИД получают 11 млн. человек (40% - негры, 15% - мексиканцы,
неблагополучные семьи). Малоимущим гражданам предоставляется компенсация на
коммунальные услуги, квартпла-ту, льготные ссуды на жилищное строительство.
Расходы на
здравоохранение - 16%. Основное место занимает программа Медикэйр - предусматривает
обязательное медицинское страхование преста-релых граждан, инвалиды,
выплатившие страховые взносы - частично опла-чиваются медицинские счета - 30
млн. человек. Значительная часть - на науч-ные исследования в области
здравоохранения и фармакологии. Сейчас Аме-рика тратит 12% ВВП на
здравоохранение. Средняя продолжительность жиз-ни - 76 лет. Бюджетный процесс -
по уч-ку "Финансы капиталистических го-сударств”.
Бюджетная
политика США
Существует связь политики гос-ва и бюджетной политики
с лидирующей пар-тией. При демократии упор делается на социальные расходы. Это
предусмат-ривает увеличение дифференциации налогов в пользу богатого населения
и определенное сокращение расходов на военные мероприятия и т.д. Для
рес-публиканцев - минимальное вмешательство гос-ва в экономику, обеспечение
большей сбалансированности бюджета, сокращение социальных расходов и изменение
налогового механизма в пользу предпринимателей (сокращение налогов на прибыль
корпораций).
Финансы штатов
В целом по
штатам расходы объединенных бюджетов штатов составляют 26% от расходов
федерального бюджета. Доходы бюджетов штатов:
1. Основной
источник - налог с оборота и акцизы (косвенные налоги около 50% доходов)
средняя ставка по налогу с оборота - 4%.
2. ПДХН с
населения - это дополнительный налог к федеральным 2-10% (занимает 30% в
доходах).
3. Налог на
прибыль корпораций - дополнительный к
федеральному. Его доля - 8% всех доходов. Ставка 2-10%, в некоторых штатах их
не выделяют, а идет как ПДХН с юридических и физических лиц.
4. Остальное -
налоги на дарение, имущественный налог.
Расходы:
1. Образование
- 24-25% - в основном ВУЗы. Студентов почти 15 млн., 80% студентов в
государственных ВУЗах, 20% - в частных (плата до 20 тыс. $ в год). У нас 10%
студентов - в негосударственных ВУЗах. 40% доходов ВУ-Зов дает государство, из
них - 27% - из бюджетов штатов. Во всех ВУЗах сту-денты платят, плата около 25%
доходов ВУЗов. Пожертвования - 5-6%. Опла-та услуг (выполнение НИОКР) - 25%.
2. На
общественное благосостояние - на социальные нужды - 23%.
3. На
здравоохранение - 12%.
4.
Строительство автодорог - 12%.
5. Содержание
полиции и др. правоохранительных органов - 7%.
Штаты
самостоятельно составляют, рассматривают и утверждают бюджеты, вводят налоги,
при условии, что это не противоречит федеральным законам.
Финансы органов местного самоуправления
Основной доходный источник - поимущные налоги - 3/4
всех доходов. Это налоги: с недвижимости (ставка 1,5% (примерно 1500$ в год)),
с продаж и акцизы (11%+ПДХН и НП) - доля 6% во всех доходах.
Структура
расходов:
1. На
образование - 43%. В основном на школьное образование: 90% школьников учится в
государственных школах, остальные - религиозные об-щины и т.п. Собственных
средств на финансирование школ не
хватает, они получают субвенции.
2. На
здравоохранение и социальное благосостояние - 12%.
3. На жилье
(ссуды, дотации), на охрану окружающей среды - 11%.
4. Общественная
безопасность (полиция) - 10%.
5. Содержание
транспорта (городского) - 7%.
Для местных
бюджетов характерна сильная несбалансированность. Все рас-ходы местных бюджетов
составляют около 40% расходов федерального бюд-жета. Доходы почти в 2,5 раза
меньше местных расходов. Основной механизм бюджетного регулирование - субвенции
(целевые дотации на сбалансирова-ние местных бюджетов). На образование,
здравоохранение. Целевое исполь-зование строго контролируется.
|