Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что
возникает необходимость привлечения свободных финансовых ресурсов населения и
юридических лиц на его покрытие, и главным способом привлечение этих средств
является государственный кредит.
Государственный кредит – экономические отношения, которые заключаются в том,
что государство выступает на рынке ссудных капиталов в нескольких качествах.
Это экономические отношения между государством и физическими и юридическими
лицами.
Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с
юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных
денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование
на финансирование государственных расходов.
Государство может выступать в следующих ролях:
– кредитора;
– заемщика;
– гаранта (означает поручительство государства за
клиента).
Отличия государственного кредита от частного:
Частный кредит
|
Государственный кредит
|
1). Мобилизуется для
производственных нужд.
|
1). Мобилизуется для непроизводственных нужд.
|
2). Мобилизуется ссудный
капитал.
|
2). Мобилизуются платежные
и покупательские средства.
|
3). Погашение производится
из прибавочного продукта или стоимости, которая возникает в процессе
производства.
|
3). Погашение производится
из бюджетных доходов (в основном за счет налоговых поступлений).
|
4). Расширяет сферу
применения капитала (производственную сферу)
|
4). Сужает сферу применения
капитала
|
Государственный кредит может быть внутренним и
внешним.
Формы государственного кредита (внутренний):
1. Выпуск государственных займов и обращение части
вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.
2. казначейские
ссуды.
Казначейские ссуды выражают денежное отношение оказания финансовой
помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления
за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано
государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и
возвратности.
Государственные займы осуществляются в виде продажи государственных ценных
бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.
Государственные займы – кредитные отношения между государством и
юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает
определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату.
Отличие займов лот налогов:
ЗАЙМЫ
|
НАЛОГИ
|
1). Добровольный характер.
|
1). Принудительный характер.
|
2). Скрытая форма принуждения.
|
2). Явная форма принуждения.
|
Источники государственного кредита – временно
свободные средства, которые появляются у:
·
предприятий;
· банков;
·
пенсионных фондов;
·
страховых фондов;
·
населения.
Кредит берется для:
1. Финансирования бюджетного дефицита.
2. Финансирования капитальных вложений в
национализированные и смешанные предприятия.
3. Финансирование предприятий местных органов власти.
4. Регулирования денежного обращения страны.
Классификация может производится в соответствии:
I. со сроками погашения;
II. с доходностью;
III. с валютой займа;
IV. с местом и способом размещения.
Займы бывают натуральными и денежными. По праву
эмиссии – государственные и местные.
По
месту размещения:
а). внутренние;
б). внешние.
По
доходности:
а). текущие (1, 3, 6 месяцев);
б). краткосрочные (1 – 3 года);
в). среднесрочные (3 – 10 лет);
г). долгосрочные (10 - 50 лет).
По
методам размещения:
– добровольные;
– принудительные.
Займы могут размещаться на фондовом рынке,
существующем в России с 1982 года (тогда он существовал для населения и
размещал трехпроцентные займы). В 1990 год – облигации 5 % займа для населения
, предприятий и организаций. Для него были привлечены брокерские фирмы.
Функции по распространению государственных займов были
закреплены за Центробанком РФ, а не за брокерскими конторами.
В марте 1993 года состоялся I выпуск нового
инструмента – государственных краткосрочных безкупонных обязательств на 3 и 6
месяцев. Каждый выпуск назывался траншей,
которые существуют в виде записей на счетах (здесь присутствует дисконт).
Рынок ГКО подвержен колебаниям. он вытесняет частных
инвесторов, которые могли бы использовать свои деньги для производственных
нужд.
С февраля 1996 года на рынок ГКО стали допускаться
иностранцы. Однако рынок ГКО должен "изгнать” банки, как это сделал валютный
коридор со своего рынка. Необходимость состоит в том, что ГКО должны быть
использованы для инвестирования промышленности.
Для инвестирования промышленности выпускаются:
– ГКО;
– валютные облигации Минфина;
– золотой сертификат Минфина;
– КО (краткосрочные обязательства – ценные бумаги
государства, предназначенные только для предприятий).
ОБЛИГАЦИИ:
– рыночные (операции на фондовом рынке);
– нерыночные;
– специальные.
Облигации имеют нарицательную стоимость и продаются на
бирже.
Государственный долг – сумма выпущенных, но не погашенных государственных
займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с
процентами к определенной дате или через определенный срок. Он становится
структурным элементом финансовой системы (существует Департамент
государственного долга и ценных бумаг).
Обслуживание государственного долга – совокупность
отношений по погашению долга и новым займам.
Для того, чтобы государство смогло расплатиться с
долгами оно может уточнять займы. Уточнение может касаться:
а). доходности займов (снижение процента) – конверсия;
б). условий, касающихся сроков – консолидация;
в). объединения нескольких займов в один заем – унификация.
Государство может быть банкротом и объявить о своем
банкротстве.
В СССР государственный долг существовал в 2-ух формах:
– внутренний долг правительства перед Центробанком в
виде товаров народного потребления (ТНП);
– внешний долг перед странами - кредиторами.
Государственный внутренний долг:
I. Задолженность
правительства РФ: январь 96 года – 86. 591 млрд. руб.
1). задолженность Центробанка по кредитам на покрытие
бюджетного дефицита (59. 749 млрд. руб.)
2). задолженность правительства перед предприятиями и
населением:
а).
ГКО – 11. 000 млрд. руб.;
б).
КО – 5. 500 млрд. руб.;
в).
государственный казначейские векселя – 1 540 млрд. руб.;
г).
задолженность по АПК, переоформленная в казначейские векселя – 5600 млрд. руб.;
д).
золотые сертификаты – 49, 1 млрд. руб.;
е).
прочие государственные займы – 3202 млрд. руб.
II. Задолженность
Центробанка РФ – 1427 млрд. руб.
III. Прочая
задолженность – 383 млрд. руб.
Всего 90 000 млрд. руб.
Государство как кредитор.
1. Государственное кредитование – это форма
субсидирования и средство перераспределения финансовых ресурсов по кредитным
каналам.
2. Основная сфера государственного кредитования –
капиталовложения:
– финансирование сельского хозяйства;
– финансирование жилищного строительства;
– финансирование отраслей экономической и социальной
инфраструктуры.
3. Государство как гарант на рынке ссудных капиталов.
Это особая форма государственного кредитования:
– риски по задержке платежа;
– банкротство;
– политические беспорядки;
– прочее.
Государственный кредит и СОП (совокупный общественный
продукт).
Необходимо проследить взаимосвязь государственного кредита
и СОП.
а). как формирующийся
ссудный фонд:
С – ссудный фонд.
б). часть заработной платы:
V – ссудный
фонд.
в). часть прибыли
М – ссудный фонд.
|
|
Экономические и социальные последствия
возрастания государственного долга.
Рост долга приводит к:
1) росту заимствований (в результате вытесняется
частный капитал с рынка ссудного капитала);
2) непроизводительный характер использования
полученных средств;
3). увеличивается нагрузка на государственный бюджет
посредством роста величины процентов по кредитам.
Управление государственным долгом:
а).
государственный долг должен быть вовремя погашен;
б).
выплата процентов;
в).
проведение конверсии, консолидации, унификации займов;
г). выпуск новых займов;
д).
проведение денежно -кредитной политики;
е).
прочее.
Совокупность действий государства, связанных с
перечисленными действиями, называется управление
государственным долгом.
Международный кредит связан с государственным долгом.
Источниками международного кредита являются:
– специальные правительственные фонды;
– бюджетные средства государства;
– специальные банки (например, экспортно - импортный
банк США);
– специальные международные кредитные институты
(национальные, региональные, международные).
Формы международного кредита:
1) собственно кредит:
а). связанный (где кредит был получен, там и должен
быть потрачен);
б). свободный (финансовый)
2). помощь.
Активное сальдо платежного баланса дает возможность
выплаты долга (10 – 12 млрд. в год направлять на выплаты).
|