Управление
финансами – совокупность приемов
и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект
управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они
играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело
с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы -
объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая
категория, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание
возможностей и свойств этой категории. Отсюда следует, что без управления
финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории
финансов невозможно развивать экономику. И конкретным объектом управления
является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые
материализуются в финансовых ресурсах.
Финансовые объекты – разнообразные виды финансовых отношений.
К объектам относятся:
– ФПУО;
– страховые отношения;
– государственные финансы и т.д.
Финансовые субъекты – организации. которые организуют и осуществляют это управление.
К субъектам относятся:
– финансовые службы, отделы и органы, которые
существуют на предприятии;
– финансовые органы государства (как Минфин,
финансовые министерства республик);
– налоговые инспекции.
Функциональные
элементы управления:
Элемент 1.
Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности
увеличения финансовых ресурсов.
Элемент 2.
Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается
максимальная эффективность при минимальных затратах.
Элемент 3.
Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление
резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.
Управление финансами:
1. Стратегическое управление заключается
в определении финансовых ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать
динамику ВНП.
2. Оперативное управление осуществляется
финансовым аппаратом и заключается в воплощении в жизнь идеи стратегического
планирования.
Финансовая система РФ включает в себя комплекс
государственных и негосударственных специализированных учреждений, в функции
которых входит:
а). осуществление различного рода финансовых,
денежных, страховых, валютных операций;
б). эти же органы предоставляют аудиторские услуги;
в). они оказывают консультации по всем вопросам
финансово-экономической деятельности;
г). осуществляют регулирование финансовой сферы.
Система финансового управления осуществляется с
помощью финансового аппарата, а сам финансовый аппарат представляет собой
совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Или,
другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов.
Естественно весь финансовый аппарат также состоит из
элементов, аналогичных группировке финансовых отношений.
Первая сфера
- финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях.
Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются
и остаются в распоряжении отраслей и предприятий.
Вторая сфера
- система страховых органов.
Третья сфера
- государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы,
налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные
фонды создаются в этой сфере.
Четвертая сфера
- кредитные учреждения - Центробанк и коммерческие банки.
Финансовый аппарат составляют:
а). финансовые органы государства;
б). страховые органы;
в). финансовые службы предприятий.
Рассмотрим финансовые органы государства. Их три:
1. Федеральное
собрание
*
Совет Федерации (89 чел. х 2 = 178 чел.);
*
Государственная дума (450 чел.).
2. Президент.
3. Минфин,
который включает в себя нижестоящие уровни Госналогслужбы.
Центральное место в Минфине занимает бюджетное
управление, а на втором месте находится казначейство, которое исполняет бюджет.
Далее –
– управление налоговых реформ;
– управление ценными бумагами и финансовым рынком;
– управление финансирования сельского хозяйства.
Сейчас формируется управление финансирования
конверсионных программ.
Казначейство - создано в 1993 году. Эта структура была
создана для того чтобы осуществлять функции бюджета. Кроме того, казначейство
проводит расчеты, депозитные и другие операции, которые раньше выполнял
Центробанк, т.к. Центробанк был исполнителем бюджета.
Казначейство возглавляется главным управлением
федерального казначейства. Это главное управление входит в центральный аппарат
Министерства финансов и подчиняется непосредственно ему. Можно сказать, что казначейство представляет
собой внутренний банк Министерства финансов, который имеет отделения на местах
и свою систему расчетов. На 01.01.94 было создано 59 территориальных органов.
Контрольно - ревизионное управление создано при
Министерстве финансов в 1923 году. Оно подчиняется непосредственно Министерству
финансов. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот
аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ - это единственная
система государственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды
деятельности:
– документирование ревизии на государственный
предприятиях, организациях и учреждениях;
– проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с
организованной преступностью.
Главная проблема в работе этой структуры -
законодательная база для финансового контроля.
Старые структуры:
– управление финансированием социальных программ и
науки;
– управление финансированием обороны и безопасности;
– управление валютно - финансового регулирования.
Автоматизация управления финансами.
Автоматизированные системы управления становятся
неотъемлемой частью работы финансовых органов. Автоматизированные системы
базируются на элементах программирования и ЭВМ.
|