1. Роль
финансовых рычагов в стабилизации производства.
2. Влияние
финансов на НТП.
В настоящее
время в России с НТП дело обстоит плохо. Наука, которой мы гордились, в тяжелом
положении. Переход к рыночным отношениям сопро-вождается резким спадом
заинтересованности предприятий в разработке но-вых технологий. Причина: спад
производства, при котором никто не внедряет новую технику. Свертывание инвестиций
также не дает возможности широко развивать науку. Появление большого числа высококачественных товаров
потребления и средств производства, что ослабило заинтересованность
отече-ственных производителей изготовлять новую продукцию.
В СССР
строились самые большие домны, что не было необходимостью, в текстильной
промышленности перешли на новый способ прядения нити, что привело к снижению
качества пряжи, хотя было более экономично.
80% расходов
науки на военные разработки. Сейчас
тяжелое положение с финансированием, нет
денег даже на выплату з/пл.
Финансовое
воздействие на НТП:
1. по линии
финансирования
2. по линии
стимулирования
Необходимо
сохранить научный потенциал.
НТП включает
несколько стадий:
1. проведение
исследований,
2. разработка
образцов,
3. внедрение в
производство.
Сейчас
внимание государства сконцентрировано на научных исследованиях, но нужно и
внедрять эти разработки в производство. Вся российская наука складывается из
сети научных учреждений академической, отраслевой, заво-дской и вузовской
науки. Академическая наука почти полностью финансиру-ется за счет федеральных
средств. Она занимается фундаментальными иссле-дованиями, результаты которых
проявляются через определенное время и не всегда может дать экономический эффект,
поэтому финансирует экономиче-скую науку федеральный бюджет. Отраслевая наука
до последнего времени была главным научным сектором России. Формирование
финансовых ресур-сов отраслевой науки многогранно: финансирование из
федерального бюдже-та по государственным заказам (сейчас большинство госзаказов
дается отрас-левой науке ВПК, космической отрасли, институтам, участвующим в
государ-ственных программах). Важным источником формирования средств
отрасле-вой науки являются внебюджетные фонды: финансирование отраслевых и межотраслевых НИОКР; созданы фонды в 92 году
за счет добровольных от-числений предприятий в размере 1,5% от с/с реализованной продукции. Су-ществует 13
внебюджетных фондов НИОКР министерств, 16 - ведомств, 47 - корпораций, 6-
концернов и ассоциаций и Российский фонд технологического развития (в него
направляется 25% всех собранных НИОКР средств). Доходы научных организаций
включаются в перспективные научные разработки. Выполнение заказов предприятий
по различным вопросам, прибыль от реали-зации научных проектов и другой
деятельности предприятий - доходы.
Заводская
наука - КБ, НИИ при крупных предприятиях, которые раньше бы-ли подразделениями
этих предприятий. Существует в основном за счет средств своего предприятия,
выполняют работы в интересах своего предпри-ятия и со стороны.
Вузовская
наука занимает скромное место в научной сфере. Объемы финан-сирования скромные,
материально-техническая база - самая слабая из 4-х сек-торов (в отличие от
западных стран). В настоящее время ”+”: сравнительно дешевые кадры, выбирают
наиболее талантливых молодых работников, деше-вый студенческий творческий труд.
Основной источник финансирования бюджет
- финансирование по разделу "Образование”, выполнение работ по договорам для
различных ведомств, предприятий, собственные средства ву-зов, помощь
международных организаций и благотворительных фондов (SOPEC - внедрение сети INTERNET в 30 регионах).
Структура финансирования российской науки:
Бюджетные средства- 60% от всех средств, получаемых российской нау-кой
(из них около 90-95% - федеральный бюджет). В основном это финанси-рование
военных НИОКР, фундаментальных исследований, финансирования целевых программ.
Внебюджетные средства - 6% расходов на науку.
Собственные средства научных организаций, истраченных
на науку - 11%.
Средства коммерческих предприятий, переданных на
финансирование неуки - 20%.
Иностранные инвесторы - 2%.
Средства ВУЗов - 0,2%.
Производства общественных организаций - 0,1%.
В бюджете 97
года заложено на научные исследования 11 трлн. руб (около 0,5% ВВП).
Существует 3
основные формы финансирования НИОКР:
1. По
тематическим планам организаций. Финансирование осуществляется после
утверждения этих планов. Это наименее прогрессивная форма, т.к. этот процесс финансирования не связан ни с
результативностью деятельности, ни с эффективным использованием средств.
2.
Финансирование по целевым программам, которые отбираются тща-тельным
образом в российских ведомствах. В отборе участвуют Миннауки, Минфин,
Правительство. Задача: отобрать те программы, которые дают наи-больший
экономический результат. После утверждения программы под нее ищутся
исполнители. Наиболее прогрессивным в этой области является кон-курсный отбор
научных организаций для участия в этой программе. Этот ме-ханизм более
прогрессивен, т.к. позволяет на условиях конкуренции привлечь наиболее
подходящие научные коллективы, способные снизить затраты, обес-печить
ускоренное развитие данной программы. Существуют критерии отбора научных
организаций: предыдущая работа организаций, ее вклад в науку, в каждой степени
она способна выполнить программу.
3. Система
грантов.
Предоставление
средств (1 и 2) не дают гарантии эффективного распределе-ния их внутри
предприятий в пользу наиболее одаренных ученых. Система грантов гарантирует
распределение средств в пользу конкретных разработчи-ков. Гранты
предоставляются на основе комплексного изучения отдельных исследователей или
малых научных коллективов, изъявивших желание участ-вовать в данной тематике
или предложили собственный перспективный про-ект. Отбор производят ученые
советы при научных организациях или ведом-ствах, которым представлены средства для выдачи грантов. Держателем
фон-да грантов является Госкомвуз. При гранте не предполагается обязательное
получение конечного положительного результата, практической разработки. Если
проект принят к системе грантов, то исследователь должен только вы-полнить само
научное исследование. Эта форма в основном направлена на фундаментальные
исследования, которые не обязательно должны иметь по-ложительный экономический
эффект.
Чтобы
обеспечить более целевое использование средств бюджета, в нем соз-даны
территориальные фонды:
1. Фонд
фундаментальных исследований,
2. Российский
гуманитарный научный фонд,
3. Фонд
содействия развития малых форм предприятий научной сферы.
1. - формируется за счет 3% всех расходов госбюджета
на науку. Кроме того, могут быть включены средства предприятий. Фондом
управляет государст-венная организация. Предназначен для предоставления грантов
по инициа-тивным проектам фундаментальных исследований, дает дотации ВУЗам для
развития их метериально-технической
базы, стипендии некоторым аспиран-там, профессорам.
2. - с 1994 г. Формируется в размере 1% расходов федерального бюджета на науку. Управляет им
фонд с аналогичным названием. Назначение - финанси-рование инициативных
проектов, поддержка гуманитарных исследований.
3. - с 1994 г. Формируется за счет 0,5% расходов на
науку, может привлекать добровольные взносы, собственные средства от реализации
проектов. Назна-чение - финансирование на конкурсной основе перспективных
разработок малых научных организаций, в т.ч. и на возвратной основе.
Управляется го-сударственной организацией.
Сейчас гос-во
не в состоянии поддерживать крупномасштабную научную деятельность. Созданы государственные
научные центры, которые необходи-мо сохранить в первую очередь (сначала их было
50, потом число расшири-лось). В бюджетном финансировании существуют целевая
программа по под-держке государственных научных центров. Самый сложный - выбор
приори-тетов для научных исследований. Существует огромный перевес в пользу
от-дельных программ: космическая - 25%, гражданская авиация - 20%,
микро-электроника - 0,4%, генетические исследования - 0,2%, термоядерные
иссле-дования - 0,2%.
|