Администр. методы ГРЭ — это инструменты прямого влияния гос-ва на деятельность субъектов рынка. Их признаки: прямое влияние гос. органа или должностных лиц на действии исполнителей через установление их обязанностей, норм поведения и отдачи команд (приказов, распоряжений); безальтернативный выбор способов решение задач, варианта поведения; обязательность выполнения приказов, распоряжений; ответственность субъектов хозяйствование за уклонение от выполнения приказов. Администр. методы вытекают из необходимости регулировать некоторые виды экон. деятельности с т. зр. защиты интересов граждан, общества в целом, естественной среды. В экон. развитых странах при нормальных условиях администр. методы играют второстепенную роль. Использование таких становится целесообразной тогда, если рын. механизм и экон. средства ГРЭ оказываются недостаточными или действуют весьма медленно. Осн. инструментами администр. регулирования, как уже было сказано, явл. лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, гос. заказы, цены. Лицензии — это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предприним. деятельности на осуществление отдельных ее видов. Лицензирование направленное на защиту экон. интересов страны, общества и ее членов как потребителей товаров и услуг. Составным элементом лицензирования явл. перечень видов предприним. деятельности, которые имеют разрешительный (лицензионный) статус. В Украине порядок выдачи и отмена лицензий определяется «Положением о порядке выдачи субъектам предприним. деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности» (Постановление Кабинета Министров Украины). Квоты — определяют частицу субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т.п. товаров и услуг. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, стабилизации цен на внутреннем рынке. Санкции — это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности. В порядке экон. санкций гос-во может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за невыполнение субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу гос. или местных бюджетов выручку от незаконной деятельности. Норма — это, во-первых, научно обоснованная мера обществ. необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществление определенных видов экон. деятельности. Стандарты — это единые нормы за типами, марками, параметрами, размерами и качеством изделий, а также за величинами измерений, методами испытания и контроля, правилами упаковки, маркирование и сохранение продукции, технологии производства. Гос. заказ явл. инструментом как администр., так и экон. регулирования. Если речь идет об администр. регулировании, имеется в виду, что для предприятий, которые полностью или частично находятся в гос. собственности, а также для предприятий-монополистов, гос. заказы явл. обязательными.
|