Прокалы" (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффект. использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка: монополия; несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты; общ. блага. Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экон. благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экон. функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. В последнее десятилетие все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует НТП, стремится поддерживать высокие темпы развития нац. экономики. Если к этому добавить, региональное и внешнеэк. регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала. Гос. аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Между тем стремительное увеличение гос. сектора и гос. регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения. Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Способы разгосударствления могут быть различны. Это прежде всего поощрение конкуренции и либерализации рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимоноп. политика. Эффективной мерой может стать и стимулнрование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой явл. денационализация гос. собственности, развитие процессов приватизации. Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии опред. условий. Прежде всего к ним относятся: - наличие надежной правовой базы проведения денационализации; - создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего); - хорошо продуманная процедура продажи гос. предприятий; - предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики. Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной.
|