Гос. регулирование экономики можно рассматривать из теоретического и практического взгляда. С теоретической точки зрения гос. регулирование экономики (ГРЭ) — это система знаний о сущности, закономерности действия и правила применение типичных методов и средств влияния государства на ход социально-экон. развития, направленных на достижение целей гос. экон. политики. ГРЭ явл. составной частью процесса воспроизведение. Его объективная необходимость поясняется потребностью преодоления недостатков рыночного саморегулирования и выполнение экон. функций гос-ва. ГРЭ явл. чистым общ. товаром, потребителями которого явл. все члены общества, субъекты хозяйствования, обществ. организации и т.п. Этот товар превращается в общ. благо в том случае, если гос. регулирование обеспечивает экон. эффективность и соц. справедливость. В последнее время приобрело распространение понятие «гос. регуляторная политика». В сущности, оно означает политику в сфере ГРЭ. Конкретные направления, средства, методы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой социально-экон. проблем в стране в конкретный период. То есть ГРЭ может гибко реагировать на изменения, которые происходят в экономике. Сложной теоретической проблемой явл. определение объекта ГРЭ. Исследование научных работников и практическая деятельность гос-ва в этой сфере имеют пока что фрагментарный, некомплексный характер. Наиболее агрегованым объектом ГРЭ явл. экон. система государства, то есть объекты гос. регулирования экономики и макроэкономики явл. одними и теми же. В связи с этим методологической основой ГРЭ явл. экон. теория и прежде всего макроэкономика. Объектами ГРЭ явл. также: экон. подсистемы (экономика регионов, народнохозяйственных комплексов, областей; секторы экономики; стадии воспроизведения); социально-экон. процессы (экономические циклы, демография, занятость, инфляция, НТП, экология, конъюнктура и т.д.); отношения (кредитные, финансовые, внешнеэкон. и т.п.); рынки (товаров, услуг, инвестиций, ценных бумаг, валюты, фондов, капиталов и т.д.). Сложность воплощения названных объектов гос. регулирования в четкие организационные формы предопределяет, как правило, опосредствованное влияние гос-ва на функционирование и развитие подсистем, процессов, отношений, рынков и т.п. Непосредственным объектом гос. регулирования явл. деятельность предприятий (учреждений, учреждений, организаций), гос. органов, домашних хозяйств. С практической точки зрения ГРЭ — это сфера деятельности гос-ва для целенаправленного влияния на поведение участников рыночного отношения с целью обеспечения приоритетов гос. экон. политики. Считается, что первичным субъектом гос. регулирования явл. человек (гражданин). В демократическом обществе гражданин (потребитель) высказывает и защищает свои интересы как избиратель с помощью механизма голосование. Но избиратели непосредственно избирают не направления социально-экон. политики или методы и средства ГРЭ, а лишь состав органов гос. власти. Итак, субъектом ГРЭ становится гос-во в лице гос. органов (президента и т.д.).
|