Сбалансированность бюджетов, которые входят в состав бюджетной системы гос-ва, явл. необходимым условием фин.-бюджетной политики. Превышение доходов над расходами со-ставляет излишек (профицит) бюджета. Превышение расходов над доходами составляет де-фицит бюджета.
Излишек бюджета может использовать правительство при непредвиденных обстоятельст-вах для досрочных выплат, погашение гос. долга, кредитование или переведение его в доход следующего бюджетного года.
Для обеспечения сбалансированности Гос. бюджета на КМ Украины полагается обязан-ность обобщать и готовить предложения о сокращении расходов бюджета, а также давать выводы (в том числе и на пленарных заседаниях Верховной Рады) относительно соответ-ствия законопроектов, которые вносятся на рассмотрение ВР Украины, Закона о Гос. бюджете на текущий бюджетный год и осн. направлениям бюджетной политики на сле-дующий бюджетный год.
Предельный размер дефицита Гос. бюджета и источника его покрытие опр-ся Верх. Ра-да во время его утверждения. Покрытие дефицита осущ-ся за счет внутр. гос. займов, зай-мов иностр. гос-в и др. фин. институтов. Решение о привлечении займов в каждом кон-кретном случае постановляет Верх. Рада. В утвержденном бюджете предельный размер дефицита не должен превышать размера расходов бюджета на развитие.
В затруднит. ситуациях покрытия бюдж. дефицита может осущ-ся способом дополнит. эмиссии денег. Следствия ден. эмиссии общеизвестные: появляется риск неконтроли-руемой инфляции, разрушаются стимулы долгосрочных инвестиций, раскручивается це-новая спираль, обесцениваются з/п и сохранение населения, воссоздается новый бюдж. дефицит.
Эмиссия ценных бумаг считается безинфляци. средством преодоления бюдж. дефи-цита. Гос-во в лице своих органов может выпускать ценные бумаги для удовлетворе-ния потребностей в фин-нии расходов соотв. бюджетов. Тем самым гос-во как эми-тент становится субъектом рынка ценных бумаг и фондового рынка. Рынок ценных бумаг --это часть фин. рынка, которая обеспечивает возможность мобилизации фин. средств и инвестиций, перемещение капитала в разные области эк-ки с возможно вы-сочайшей нормой прибыли.
В связи с ограниченностью ср-ва и невыполнением доходных статей утвержденного бюджета фактическое выполнение Гос. бюджета Укр. за последние годы явл. низшим за предусмотренное. Брак ср-ва постоянно заставляет решать проблему приоритетности на-правлений их расходование. В этих случаях становится неминуемой секвестр (сокраще-ние) затрат, т.е. их пропорциональное умен. (кроме специально защищенных). Прежде всего фин-ся текущие расходы (з/п в бюдж. сфере, трансферты, затраты на медикаменты и т.д.).
Существует много способов преодоления бюджетного дефицита, но все они связаны с усовершенствованием налоговой, ден.-кредитной, инвестиц., ценовой, внешнеэкон. по-литики, демонополизацией экономики, укреплением налоговой дисциплины. Итак, бюд-жетные проблемы следует рассматривать в контексте макроэкон. проблем. Поэтому и нужен системный подход к форм-нию и реализации соц.-экон. политики гос-ва.
|