Воскресенье, 28.04.2024, 09:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » История экономических учений

Экономическая мысль в Украине в средневековье.
На экономическую мысль средневековой Западной Европы заметно повлияли также разнообразные религиозные ереси. Ереси, как правило, были средством проявления оппозиционных расположений духа определенных социальных слоев. Несмотря на большое разнообразие ересей (вальденсив, апостоликов, катаров, альбигойцив, лоллардив и др.) и значительные отличия между ними все они так или так всегда имели антифеодальную направленность, проповедовали идеи равенства всех людей, возвращение к принципам «евангельской бедности» раннехристианского порядка, осуждали богатство и неограниченную собственность церкви и т.п.. Некоторые ереси стали идеологией повстаний крестьян и городских низов, которыми преисполнена вся история средневековья. Основными экономическими требованиями восставших всегда были возвращения к общине, уничтожение социального и имущественного неравенства, частной собственности, возвращение захваченных общинных земель, отмена барщины, оброков, десятины и т.п..
История экономической мысли Украины времен раннего и классического средневековья связанная с порой Киевской Движении - первого государства на украинской этнической территории. Литературными источниками, которые из них можно узнать об экономических взглядах той поры, являются летописи, соглашения, грамоты князей, кодексы и записи норм светского и церковного права и т.п.. Выдающейся памяткой социально-экономической и политической литературы поры Киевской Движении есть «Русская правда» - сведение законов древнерусского права XI-XII ст. Известные 106 списков «Русской правды», которые составлены в XIII-XVIII ст. Статьи «Русской правды» отбивают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князей и феодальной знати на землю и крепостных; право взимать налоги, получать ренту; определяют ограничения имущественных и личных прав разных категорий феодальное зависимого населения и др. В них нашла отображения организация княжеской и боярской вотчины в XI ст., что грунтовалась на крепостной и рабской работе. Кстати, последняя постепенно уступала более продуктивной работе людей зависимых и крепостных. При условиях замкнутости натурального хозяйства и неразвитости товарообмена товарно-денежные отношения в Киевской Движении были очень ограниченными, хотя в текстах «Русской правды» случаются такие понятия, как «істоє», «рез», «отарица» и «груда», которые означают одолженные под процент деньги; сам процент; участок земли и ссуду, которая закуп (смерд, который обеднел и попал в долговую кабалу к господину) получает от хозяина-землевладельца. Случаются также слов «товар», «торг» (рынок), «гостьба» (внешняя торговля) и прочие экономические сроки. В целому в «Русской правде» определенной мерой отображены все основные процессы экономической и общественной жизни Древнерусского государства.
Одним из главных письменных источников для исследования экономической мысли поры Киевской Движении есть летописное сведение «Повесть временного года» - монументальный историографический и литературный документ начала XII ст., что належит пэру монаха Печерского монастыря Нестора. Хотя центральными в произведении является вопрос политической истории Движении, экономическим и социальным процессам и явлениям предоставляется важного значения для объяснения исторических событий. В «Повести временного года» рассматриваются источнике доходов Киевского государства: поступление из хозяйства, дань и собрание из населения, штрафы (судебная таможенная пошлина), торговая таможенная пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. Выплата дани деньгами оказывала содействие развитию товарного производства и товарно-денежных отношений. В летописи идется также про активные внешнеторговые связи Киевской Движении с другими государствами, наличие общественного разделения труда: полное обособление ремесленничества от земледелия и развитие разных ремесел. Летописец проявляет почтительное отношение не только к умственной, а и к физической работе, поскольку оба этого вида работы считаются одинаково важными для общества, для обеспечения его богатства и благосостояния.
Из памяток древнерусской литературы, которая из них можно узнать про экономическую составную общественная жизнь, можно назвать также «Поучения детям» Владимира Мономаха (начало XII ст.). Это произведение содержит немало важных хозяйственных наблюдений и обобщений, показывает отношения между землевладельцами и зависимыми крестьянами, дает совета относительно преодоления социальных разногласий, ярко свидетельствует о понимании уже в те времена значения земледелия, скотоводства, промыслов, торговли для укрепления могущества государства.
Галицко-волынская летопись XIII ст. рассказывает об экономической политике галичских и волынских князей, которые делало авансы развитие ремесел, торговли, мост, приглашая для этого умелых ремесленников, торговых людей.
Начиная с XIII ст. Киевская, Чернигово-Сиверская, Переяславская, Волынской, Галичская, Подольская земли, а также Буковина и Закарпатье стали тем территориальным основанием, на котором сложилась и развивалась украинская народность. За Средней Приднепровьем, Киевской землей раньше, чем за другими землями Южной Движении, закрепилось название «Украина», которым более позднее, с XVII ст., начали обозначать этническую территорию украинского народа. На границе XIII - XIV ст. из древнерусской языковой основы выделяется украинский язык. В разнообразнейший документах XIV - XV ст. (жалованных и ссудных грамотах, инвентарях, иллюстрациях и т.п.) отображенные отношения вотчинной формы собственности, тогдашняя система повинностей, некоторые аспекты торговли, денежного обращения, развития сельского хозяйства и ремесел, предоставление ссуд под залог имущества, в том числе земельных владений.
С ХІ ст. на украинских землях начинает действовать Магдебургское право - городское право, которое возникло в XIII ст. в городе Магдебурге (отсюда и название). За ним города освобождались от управления и суда больших князей или королей, то есть получали права самоуправления. Магдебургское право устанавливало порядок и функции органов городского самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов, регулировало вопрос торговли, ожоги и наследование, определяло наказание за разные виды преступлений и т.п.. 1339 г. такое право получило город Сянок Галицко-Волынского княжества, 1356 г. - Львов, 1432 г. - Луцк, 1494 г. - Киев. На протяжении XV - XVI ст. Магдебургское право распространилось на большинство городов на украинских землях. Города, которые находились под непосредственной юрисдикцией польского короля или большого князя литовского, не платили за городские земли, а мещан было уволено от повинностей в пользу феодалов. Мещане платили лишь государственный налог на торговлю и занятие ремеслом. Они имели право использовать на потребности города денежные сборы, установленные городским правлением (магистратом), налог от пивоварен, солодилен, воскобоен, мельниц, земельных угодий, имели значительные привилегии в области организации и регламентации стационарной торговли, ярмарок и ремесел. Однако с увеличением влияния польских феодалов и католической церкви на украинских землях усиливается национально-религиозная дискриминация украинского мещанства. Это порождало его борьбу за ликвидацию ограничений и за увеличение участия в городском самоуправлении.
В 80-ті года XVI ст. в ходе борьбы против унии и католицизма возникает так называемая полемическая литература, которая в многих аспектах касается и экономических проблем. С этой точки зрения важными являются произведения Ивана Вишенского (1545/50 - 20 года XVII ст.), который делал акцент на проблемах социального равенства. Он говорил, что любое богатство, которым владеют господа и духовенство и которое они «пожирают», созданное «работой и потом» крепостных. И. Вишенский показал основные формы, с помощью которых осуществлялось присвоение результатов работы крестьян и ремесленников: барщину, оброк, подати, торговая и ростовщическая прибыль и т.п. По его мнению, одновременно с возрастанием богатства и роскоши господ, шляхты, торговцев усиливаются бедственных крепостных, бедняков. Он понимал, что имущественно-социальное неравенство людей происходит не от природы и не от Бога, а от земных несправедливостей. В целом полемические произведения справили огромное влияние на формирование и развитие самосознания украинского народа, на развертывание национально-освободительной борьбы во главе с Богданом Хмельницким.
В наиболее законченном виде экономическую мысль позднего средневековья представляет меркантилизм.

Категория: История экономических учений | Добавил: eklion (06.11.2009)
Просмотров: 3161
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1558
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz