Понедельник, 29.04.2024, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » История экономических учений

Экон.учение западноевропейских социалистов-утопистов (Сен-Симони, Фурье, Оуэн).
Экономическая теория - особая форма переосмысления действительности с целью ее усовершенствования. Она всегда исходила из того, что экономическая жизнь общества есть базовым относительно других сторон общественного бытия и определяется определенными условиями. Любые изменения в нем имеют свои границы, поэтому задачей экономической науки есть установление основных закономерностей развития и направлений и возможностей трансформаций в существующих границах, то есть познание жизни ради практического использования ее результатов.
Утопические идеи - это воплощения мечты о справедливом обществе. Они не базируются на познании экономической действительности, а изображают умозрительную модель какого-либо «справедливого» общества будущего. Тем не менее, описывая эту модель, ее авторы не могут игнорировать экономический порядок утопического общества. Поэтому история экономической мысли была бы неполной без рассмотрения истории утопий, тем более, что некоторые политические, экономические, социальные утопические доктрины нашли отображения в целом ряде серьезных экономических учений, в частности в марксистской теории, реформистских программах социал-демократии, в современному неолиберализме и институционализме.
Теоретические источники западноевропейского утопического социализма
Утопические идеи имеют тысячелетнюю историю. В довольно выразительной форме они представлены в религиозных учениях, изложенные Платоном в «Політейї» и «Законах», где он описывает модель идеального государства, построенной на общественном интересе и равенстве. Идеи христианского коммунизма, основанного на принципах равенства и общественно полезной работы, описан в новозаветной книжке «Действие апостолов».
В позднем средневековье (XVI-XVIII ст.) в экономической мысли Западной Европы происходят существенные изменения, рожденные развитием мануфактурного производства. Большие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала, обусловили быстрое социальное расслоение общества. В эту пору в особенности актуальными становятся идеи «справедливого» политического, экономического и социального устройства общества - социалистические утопии.
Одним из величайших представителей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии поры Тюдорив, что был казнен за оппозицию абсолютизма. Сын богатого судьи и сам юрист за образованием. Мор обнимал высокие государственные должности, но сочувствовал бедным и видел несовершенство тогдашнего общественного устройства.
1516 года Моров опубликовал свою знаменитую книжку «Утопия», где выступил как один из первых критиков капитализма. В процессах первоначального накопления капитала он видел первооснову всех общественных разногласий, имущественного неравенства, выступал против частной собственности.
Нему належит модель справедливого общества, построенного на общественной собственности, уравнительном распределении благ за умными потребностями, планово-организованной и обязательной для все работы, общественном контроле, равенства. Управление в таком обществе осуществляется избранными народом представителями.
Ранние идеи утопического социализма разделял итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), выходец из бедной крестьянской семьи, монах-доминиканец, один из лидеров борьбы за увольнение Италии от гнета испанской монархии.
Кампанелла близко 6 лет просидел в тюрьмы, где и написал свое знаменитое произведение «Город Солнца» (1623). В нем он предлагает проект идеального утопического государства - Города Солнца. В основе этого государства он видит общенародную собственность на имущество (кроме индивидуального жилья) и хозяйство натурального типа. Его общество - это конгломерат сельскохозяйственных общин, к работе в которых привлекаются все граждане. Общественное полезная работа есть обязательной для всех граждан, обеспечивается их высоким сознанием, не требуя дополнительных стимулов. Именно благодаря этому бедность будет переможено. Потребление в таком государстве будет также общественной, исходя из потребностей. Отношения между людьми будут грунтоваться на принципах дружбы, взаимопонимание, товарищеского сотрудничества.
Ни Томас Мор, ни Томмазо Кампанелла не ставили себе задача найти путь к построению такого общества. Они ограничивались самым только описанием утопического государства с необыкновенным устройством, их утопии были больше политическими чем экономическими. Но оба они не видели в «справедливом» обществе места для частной собственности, работа в нем есть общеобязательной, а распределение - уравнительным.
В утопических идеях англичанина Джерарда Винстенли, изложенных ним в книге «Закон Свободы» (вторая половина XVI ст.), появляются новые мотивы - речь идет о «принципе экономической свободы». Автор защищает частную собственность, уважая, что причиной отрицательных явлений в обществе есть неэквивалентный обмен. Он предлагает избавиться торговцев, осуществляя натуральный обмен и распределение под контролем общества.
«Кодекс природы» Морелли построен на ключевой доктрине насилия. Насилие может быть направлено против частной собственности, экономических стимулов. Тот, кто мешает уничтожению частной собственности, сам может быть уничтожен. Создание «общества справедливости» деспотической путем означает в Морелли восстановление естественного состояния вещей.
Утопические идеи тогда же было апробировано на практике, в частности в Парагвае (XVII ст.) близко 30 лет существовало коммунистическое государство иезуитов, которое в конце концов распалась из-за отсутствия стимулов к работе.
«Справедливое общество» разные авторы видели по-разному, но в целому уже тогда очерчиваются определенные «обязательной» черты социалистического общества, которые было развитые со временем последователями утопий.
Экономические учения социалистов-утопистов
В начале 19 века утопический социализм оформился в самостоятельную школу. Импульсом послужили последствия промышленного переворота, ухудшение положения огромной массы трудящихся. Результатом было развитие идеи нового общества, лучшей жизни, счастливого будущего для всех. Особенность взглядов социалистов-утопистов: они рассматривали проблему капитализма с общечеловеческих позиций, принимали путь только реформ, отвергали революции; главное - убеждение, пример, воспитание, просвещение. Основные представители - Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858).
Идея закономерности в развитии общества: Сен-Симон, Фурье, Оуэн рассматривают явления экономической жизни с точки зрения их происхождения и развития; общество постоянно развивается и совершенствуется. Будущее общество - это результат развития прошлого и настоящего. Вывод - буржуазная цивилизация должна уступить место новому общественному строю (Сен-Симон - индустриализму, Фурье - ассоциации, Оуэн - социализму).
Идея закономерности связана с понятием движущих сил развития общества.
Для Сен-Симона основой развития общества является прогресс разума, науки, религии, морали. Большое значение он отводил собственности. Считал, что истинной основой социального здания является владение и порядок пользования собственностью. История человеческого общества - смена различных общественных форм, покоящихся на собственности. 
Для Фурье основой развития общества является развитие знаний и "человеческих страстей" (потребностей, желаний).
 Для Оуэна движущая сила - нравственный закон, диктуемый разумом, а характер человека формируется общественной средой.
Негативные черты капиталистического строя. Основной порок капитализма Фурье видел в анархии производства. Раздробление производства, несогласованный труд - зло. Все это приводит к противоречию интересов отдельных лиц и коллективов, и отсюда - неизбежность кризисов. В основе капиталистического производства конкуренция, погоня за прибылью, алчность капиталистов - все это ведет к огромному уничтожению материальных ценностей, обману и так далее.
 Сен-Симон считал причиной зол буржуазного общества анархию и деспотизм.
Оуэн считал, что противоречия капитализма вытекают из трех зол: частной собственности, абсурдных религиозных систем и брака, основанного на частной собственности и религии. 
Собственность. По Оуэну, частная собственность - главная причина экономических неравенств в обществе, преступности, бедствий, бедности трудящихся масс; она способствует отделению умственного труда от физического, фабричного производства от сельского хозяйства. Это деление вредно сказывается на здоровье людей, вызывает отвращение к труду. Оуэн связывал частную собственность с частным интересом, а на принципе индивидуального интереса возникают национальные розни, взаимная ненависть, преступления и т.д. Основное условие для создания справедливого общества - уничтожение частной собственности и замена ее общественной (это только у Оуэна).
Сен-Симон сохраняет принцип частной собственности, играющий стимулирующую роль. Но характер ее должен быть изменен так, чтобы приносить больше пользы обществу. 
Фурье не отрицал полностью частную собственность. Он мечтал всех людей превратить в собственников предприятий. Чувство собственности должно быть и у рабочих. Все получают акции, стоимость которых равна их имущественному взносу. Распределение у Фурье в будущем обществе: 5/12 - по труду, 4/12 - по капиталу и 3/12 по таланту. Но это не окончательная пропорция распределение дивидендов, потом она будет смещаться в сторону труда и таланта. Совместный труд - залог устранения противоречий.
Оуэн деньги признавал пороком капитализма, связывал с ними эксплуатацию и считал, что как искусственное мерило стоимости они должны быть заменены естественным мерилом, то есть трудом. Предусматривал создание рабочих денег, где бы указывалось число часов труда, затраченных на производство товаров, говорил о том, что необходимо устраивать специальные "базары справедливого обмена". 
Труд, его условия и содержание. Большое внимание условиям труда уделял Оуэн. "Человек такой, каково его окружение", то есть человек плох в современном мире, так как плохи условия труда. Оуэн на своей фабрике проводил усовершенствования: строил жилье для рабочих, столовые, устранял труд малолетних.
Фурье тоже считал, что нужно улучшать условия труда, только после этого можно говорить об эффективности, активности работников, об увеличении производительности труда. Нужно изменить содержание труда, чтобы изменить отношение к труду. Он отмечал, что при капитализме человек лишен права на труд. При капитализме труд являлся подневольным (насилие, голод), ненавистным для трудящихся.
Черты будущего строя. Фурье будущий общественный строй называет "гармонизмом". В основе его лежит ассоциация - производственный коллектив, где все склонности, способности и страсти человека найдут свое полное развитие. Ассоциация состоит из первичных хозяйственных ячеек - "фаланг". Фаланга - это комбинированное производство, где промышленный и сельскохозяйственный труд соединены. Труд будет разнообразным. Свободный труд обеспечит новую производительность, он будет более продуктивным, так как он не будет тягостью. Большое место отведено соревнованию в труде между людьми, взаимная критика тоже будет способствовать увеличению производительности труда.
У Оуэна основой будущего общества являются небольшие кооперативные общины, являющиеся самостоятельными хозяйственными единицами. Большое внимание уделяется отношению людей друг к другу. Будущая коммуна - совокупность хорошо одетых, хорошо воспитанных и хорошо относящихся друг к другу людей. Главное - согласие в обществе. 
Сен-Симон будущее общество называл "промышленной системой" или "индустриализмом", где власть будет сосредоточена у крупных промышленников, которые займутся улучшением условий труда работников. Анархия производства заменится плановым производством. Труд будет обязателен для всех, а целью производства будет увеличение материального благосостояния трудящихся. Оставляя в руках капиталистов частную собственность, Сен-Симон требовал, от них, чтобы они свою деятельность направляли на обеспечение жизни бедных слоёв населения. Он считал, что, улучшая участь бедняков, богатые улучшают своё собственное существование.
Огромное внимание социалисты-утописты придавали созданию нового типа человека, свободного от корыстных устремлений, ориентированного на помощь и содействие друг другу.


Категория: История экономических учений | Добавил: eklion (08.11.2009)
Просмотров: 5635
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1558
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz