Понедельник, 01.06.2020, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » История экономических учений

Кембриджская школа (Маршалл, Пигу; в 70-ых годах XIX в).
Альфред Маршалл. Кембриджская школа.
В возникновении второй классической ситуации в политэкономии, прежде всего, необходимо отметить роль Альфреда Маршалла (1842-1942). Если представители австрийской школы выступали с открытым пересмотром всех классических доктрин, предлагали и свой предмет, и свой метод исследования, то Маршалл пошел другим путем. В своей теории он сумел объединить концепции самых разных школ и направлений. Он взял у Рикардо идеи, причем дал им свою трактовку, и соединил их с взглядами Сэя, Мальтуса, отдельными концепциями исторической школы, ну и конечно, маржинализма. Роль Маршалла и в том, что он как бы определил дальнейший путь развития Economics, а именно, приспосабливаясь к новым условиям, создавать и вбирать в себя новые теории, не отказываясь вместе с тем и от старых, а лишь видоизменяя их в соответствии с новой обстановкой, новыми целями и задачами. Именно такой подход представляется наиболее продуктивным, он и обеспечил жизнеспособность и практическую значимость буржуазной экономической науки.
Маршалл определил политэкономию как науку о деятельности людей, связанной с их повседневными хозяйственными делами. Он подчеркивал, что в сферу ее исследования входят только такие действия, которые имеют отношение к материальным предпосылкам благосостояния. Таким образом, Маршалл определяет содержание предмета политэкономии и ставит его границы.
Важнейший вклад Маршалла в развитие экономической науки - его методология. Основой метода и у Маршалла, и у кембриджской школы является маржинализм. Но Маршалл кроме того использовал функциональный анализ, привнесие которого является его большой заслугой в развитии экономической науки. До него всегда господствовал причинно-следственный анализ, всегда пытались найти какие-то основные, сущностные категории и, базируясь на них, понимать уже производные, вторичные. Вспоминается, например, поиски источника стоимости. 
 Маршалл отказался от поиска таких исходных категорий. В функциональной теории нет места абсолютным категориям. В этой теории остаются только относительные категории.
Функциональная теория призвана анализировать экономические явления не по принципу движения от каких-то фундаментальных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения. Все находится во взаимной связи, все само влияет и испытывает влияние окружающих факторов. То есть основным является принцип релятивизма, принцип относительности. 
Теория предельной полезности тоже использовала принцип релятивизма, но использовала его частично. Использование принципа относительности теорией предельной полезности видно в том, что произошел отказ от убеждения в наличии какой-то субстанции стоимости, утверждалось, что ценность - это категория, производная от человеческого сознания, вне его не существующая. Маршалл же распространил этот принцип на анализ всей хозяйственной системы в целом.
Маршалл привел сравнения, которые позволили понять принцип относительности (положение о ножницах: "мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и том, разрезается ли кусок бумаги верхним или нижним лезвием ножниц"; пример с шарами: положение каждого зависит от положения другого и наоборот; планеты в солнечной системе испытывают и оказывают влияние друг на друга). 
Сторонники предельной полезности установили, что факторы производства могут быть оценены только через ценность тех конечных продуктов, которые они производят. Но с другой стороны, возможности производства конечных продуктов зависят от наличного запаса ресурсов и их ценностей. У Маршалла речь идет о взаимности, в которой и издержки и полезности выступают как равноправные силы, в столкновении которых определяется точка равновесия спроса и предложения на рынке, по которой определяется "равновесная цена", в отличие от рыночной (сиюминутной). 
Синтез теории предельной полезности с классической теорией стоимости не представляет собой "беспринципную эклектику", как долго утверждали отечественные исследовали, а наоборот, открывает путь создания общенаучной теории стоимости (Крест Маршалла).
 Теория предельной полезности отражается кривой спроса (D). Затратная теория - кривой предложения (S). Ни одна из них в отдельности не может исчерпывающим образом ответить на вопрос цене товара и его необходимом количестве. Необходимо знать одну из этих величин, чтобы определить другую. При совместном рассмотрении кривой спроса и кривой предложения появляется единственная точка (точка пересечения кривых), показывающая общественно необходимое количество товара и цену, соответствующую общественно необходимым затратам. 
Маршалл один из тех экономистов, который выступал с положением, что в реальной действительности существует только категория цены, а не стоимости. Он использовал два понятия цены:
1. равновесная цена;
2. рыночная цена.
"Общественно необходимые затраты труда не образуют субстанцию стоимости, целый ряд факторов влияет на формирование цены". И среди всех факторов важными являются: издержки производства и полезность товара. Нельзя установить какой фактор является определяющим, так как они взаимодействуют. Цена определяется с одной стороны издержками производства и полезностью, а с другой стороны влияет на последнюю.
 Маршалл утверждает, что вся задача исследования заключается в том, чтобы выявить, от чего зависит изменение характера спроса и предложения. Функция спроса определяется действием закона убывающей полезности, а функция предложения зависит от издержек производства. 
Еще одна заслуга Маршалла: вводит фактор времени в анализ спроса и предложения. В краткосрочном периоде определяющим является спрос, а в долгосрочном - предложение.
Уровень издержек производства определяется двумя основными факторами: трудом и ожиданием. Он заимствовал идею Джевонса о тяжести труда, о его отрицательной полезности. У Маршалла оптимальной является продолжительность рабочего дня, когда положительная полезность от производимых вещей уравновешивает отрицательный эффект (тяжесть труда).
Теория воздержания Сеньора и Миля: для осуществления процесса производства необходимо авансирование средств капиталистом, то есть вместо личного потребления, вкладывает средства в производство - жертва, которая компенсируется в виде прибыли. Маршалл развил эти идеи, он говорил, что надо учитывать жертвы не только капиталистов, но и рабочих (отрицательный эффект труда), их величина влияет на уровень издержек производства.
 Маршалл был противником агрессивных действий, понимая под этим классовую борьбу. Он выступал за устранение антагонизма между рабочими и капиталистами. Основной путь сотрудничества лежит через социально-экономические реформы, в осуществлении которых большую роль играют профсоюзы.
Много внимания Маршалл уделял проблеме эластичности спроса.
Проблема монополий. Он положительно относился к ним: образование монополий ведет к росту производительности труда и к снижению издержек производства, а, следовательно, и к снижению цен. Он спорил с теми, кто утверждал, что монополия повышает цены, это не так, потому что сами капиталисты заинтересованы в реализации товаров, в расширении объема продаж, а повышение цен сокращает продажи. Монополист идет на повышение цен только тогда, когда спрос является малоэластичным.
Маршалл подходит к анализу процента с позиции анализа спроса и предложения на капитал. Спрос на капиталы определяется их производительностью, а фактор предложения капиталов - воздержание капиталистов и их ожидание. Это понятие присутствует и в трактовке движения конъюнктуры. Ожидание - это психологический феномен: когда доверие подорвано банкротствами, капитал лишен возможности расширять производство. Оживление промышленности происходит через постепенный рост доверия, когда производители думают, что цены больше падать не будут, когда ожидается благоприятная конъюнктура.
Маршалл подчеркивает, что средства для борьбы с депрессией дает не изучение потребления. Анализ влияний стихийных изменений в характере занятости полезен, считал Маршалл, однако важнее всего исследование организации производства и кредита для того, чтобы разрабатывать средства борьбы с депрессией. Он говорил: то, что экономисты еще не преуспели в таком исследовании, то есть исследовании организации производства и кредита, объясняется большой сложностью проблемы и постоянным изменением ее формы, в этом плане еще необходимо работать и работать, считал Маршалл. Отмечают большой вклад в изучении организации производства (4 фактора: труд, капитал, земля, организация).
Маршалл также отреагировал на еще одну актуальную проблему на рубеже веков в связи с развитием марксистского влияния, социалистических идей - это идея коллективизма. Маршалл совершенно однозначно писал об экономических и социальных опасностях коллективизма, он считал, что коллективная собственность на средства производства убьет энергию человечества и остановит экономическое развитие. Далее у него есть очень интересная оговорка: "…если еще до этого весь народ не приобретет способность неэгоистического отношения к общественным благам, в настоящее время относительно редкую". Мысль Маршалла такова: да, может и хороша социалистическая идея, но для других людей, не для того реального человеческого материала, который есть сегодня, она не совместима с этим человеческим материалом. Когда человек изменится, когда он приобретет способность неэгоистического отношения к общественным благам, то тогда, возможно, идея заработает, но до тех пор опасность кроется именно в том, что коллективизм убьет энергию человечества и остановит экономическое развитие.
Но Маршалл, в то же время, обращал внимание на то, что неравномерность в распределении богатства может быть серьезнейшим дефектом экономического устройства. Он говорил, что любое уменьшение его (неравномерности богатства), достигнутое средствами, которые не подрывают мотивов свободной инициативы и силы характера и поэтому не могут существенно затормозить рост национального дохода, было бы явным общественным достижением.
 Неравномерность богатства - зло, с которым надо бороться до определенного момента, когда не окажется в опасности предприимчивость. Он говорит, что очень плохо, когда поляризуется общество, богатство - на одном полюсе, нищета, пауперизм, люмпенизация - на другом полюсе. Но он говорит о том, что забота о бедных не должна перейти критическую точку, когда эта забота просто-напросто превратится в такой активный патернализм, который лишит человека необходимости самому заботится о своем благополучии, когда будет убита трудовая мотивация. Вспомним, об этом говорил еще У.Петти в своем "Трактате о налогах и сборах" в рамках обсуждения проблемы занятости. Очень хорошо говорил по этому поводу Рикардо в рамках рассуждений по поводу законов о бедных, он говорил, что эти законы не только не сделают бедных богатыми, напротив, они богатых сделают бедными, потому что есть опасность, что будет подорвана их трудовая мотивация. Но все, что оставляет трудовую мотивацию в силе, способствует устранению этого чрезмерного разрыва в богатстве и бедности, - полезно.
Не надо думать, что Маршалл был, как его обвиняли в рамках нашей отечественной литературы, защитником интересов буржуазии. В советской экономической литературе ситуация представлялась таким образом, что все буржуазные учёные -апологеты, защитники интересов капитала; а якобы об интересах народа печется только марксистская теория. 
На самом деле, если непредвзято читать Маршалла, можно увидеть, сколько много места уделено в его произведении решению социальных проблем. Важен при этом подход Маршалла к решению этих проблем: он не говорит о том, что необходимо осуществлять какие-то глобальные революционные действия, которые сегодня, сейчас сделают всех счастливыми (что спорно и проблематично), наделив общественной собственностью. Он верит в то, что проблемы решаются постепенно, политикой "малых дел": сделать сегодняшнее положение трудящихся стабильно лучше, чем оно было вчера - это более полезно для реального человека.
Маршалл говорит о том, что нельзя абсолютизировать идею экономической свободы, в чем упрекали представителей неоклассики. Да, конечно, у них определяющим является защита экономической свободы, но Маршалл оговаривает, что экономическая свобода хороша для тех, кто здоров телом и духом, для них система экономической свободы является наилучшей из всех возможных как с моральной, так и с материальной точек зрения. Не существует преград для удовлетворения своих потребностей: пожалуйста трудись, работай, приноси благо себе, своим близким, обществу. Для тех, кто находится за чертой, говорит Маршалл, для тех, кто не может воспользоваться преимуществами этой системы, экономическая свобода просто убийственна. Он говорит, что если людям, которые находятся за чертой, позволить воспитывать своих детей по собственному образу и подобию, свобода англосаксов сослужит плохую службу следующему поколению. То есть проблема еще более усугубляется, в обществе увеличивается количество неграмотных, озлобленных, голодных, неспособных к плодотворной деятельности в человеческой жизни. Поэтому нельзя позволить этим людям уподобить детей себе. Задача всего общества - дать возможность их детям выйти из той среды, где они были рождены. Было бы лучше для целой нации, если бы для этих людей был установлен патерналистский порядок.
Маршалл говорит, что местные или центральные власти должны контролировать слабых и особенно тех, чья слабость служит источником большой опасности для будущего поколения. По отношению к тем, кто ответственен за маленьких детей, а вместе с ними, за судьбу англосаксов, можно ратовать за более широкие расходы из общественных фондов и более строгое подчинение их личной свободы общественной необходимости. Нет у Маршалла абсолютизации свободы ни экономической, ни личной, он считает в данном случае возможным более строгое подчинение их личной свободы общественной необходимости. 
Самый неотложный из первых шагов по уничтожению класса неимущих - добиться того, чтобы их дети регулярно ходили в школу в приличной одежде, были чисто вымытыми и хорошо накормленными. Марксисты могут подумать: "Ну о чем идет речь, когда в повестке дня экспроприация экспроприаторов, когда такие глобальные вещи в перспективе, а тут кто-то должен быть чистеньким, ходить в школу в приличной одежде". Но это и есть суть важное, именно это определяет реальное бытие: они ходят в школу, получают образование, получают возможность вступить в жизнь в другом качестве, преобразуя своей работой общество тоже в новое качество. Голодные, озлобленные, они тоже могут его преобразовать, но история не единожды показывала, что за преобразования при этом получаются. 
Итак, Маршалл говорит, что затраты могут быть значительными, но "они могут устранить огромную язву, заражающую все тело нации". Поэтому он считал, что не надо жалеть средств, денег на эти вещи. Маршалл также говорил, что для общего блага нации следует сделать образование более доступным, то есть, существует прямая связь между уровнем образованности в обществе и уровнем общего блага. 
Еще одна интересная мысль Маршалла, которая, правда, напрямую не относится к его экономической теории: когда он говорит об образовании, об его доступности, он параллельно решает следующую проблему. Школьные учителя должны усвоить, что их основная обязанность сводится к воспитанию характера, умения, активности, чтобы "дети даже не очень заботливых родителей", как пишет он, "могли получить лучший шанс обучиться быть заботливыми родителями следующего поколения детей". То есть задача учителя: сформировать определенную позицию, заложить определенные навыки. Не только дать определенную сумму голых знаний, а сделать возможным нормальное восприятие этих знаний, усвоение этих знаний через формирование характера. То есть надо сделать так, чтобы дети неквалифицированных рабочих могли получать зарплату квалифицированного рабочего, материальные затраты увеличатся, переход из одного слоя в дугой обозначит потери не меньшие, чем выгода. "На эти цели, - пишет Маршалл, - общественные деньги должны течь рекой, рекой они должны течь на обеспечение чистого воздуха и среды для здоровых игр детей во всех рабочих кварталах".
Государству необходимо, по мнению Маршалла, более щедро, и даже в какой-то степени расточительно, заботиться о тех сторонах жизни более бедных рабочих, в которых им трудно обеспечить себя самим. В то же время, именно государство, его представители следят за тем, чтобы дома бедняков содержались в чистоте, были приемлемы для тех, кто должны будут в последующие годы выступить, как пишет Маршалл, "в качестве сильных и ответственных граждан". Все должно быть направлено на формирование сильных и ответственных граждан, которые могут делать серьезные дела, могут отвечать за свои поступки, от этого зависит благополучие, и в этом огромная роль школы, в этом огромная роль государства, которое формирует такие условия, для того, чтобы формировались такие сильные и ответственные граждане.
Завершить эти рассуждения можно тем, что, по мнению Маршалла, существование теперешних низших классов почти чистое зло, нельзя делать ничего, что способствовало бы увеличению их численности, и потомству этих классов нужно помогать их покинуть. Это выражает смысл идей Маршалла по поводу решения социальных проблем.
Еще один представитель кембриджской школы, любимый ученик Маршалла, его преемник на кафедре в Кембридже - Артур Пигу (1877-1959). Именно благодаря деятельности Пигу, идеи Маршалла прочно завоевали свои позиции, он способствовал распространению и восприятию идей Маршалла. Надо сказать, что подход Пигу существенно отличался от подходов других представителей неоклассической школы. Он воспринял у Маршалла заботу, связанную с решением социальных проблем, он много уделял внимания решению проблем благосостояния. Одна из книг его получила название "Политическая экономия благосостояния". 
Пигу был убеждён, что благосостояние достижимо в современном обществе только при сильном участии государства. Неоклассика у нас ассоциируется с отстаиванием идей свободы, а Пигу уделил большее внимание деятельности государства в связи с решением проблемы благосостояния. Пигу рассмотрел способы вмешательства государства в экономическую жизнь. Годы жизни и творчества Пигу приходятся на период кейнсианской революции, взлета кейнсианства, то есть сама жизнь указывала на необходимость переориентации в сторону большего внимания проблемам государственного регулирования. Именно это отразил Пигу в своих произведениях, именно в этом его отличие от большинства представителей неоклассического направления.
Можно сказать, что Пигу далеко ушел от сторонников традиционной неоклассической доктрины при разработке этих вопросов, он много внимания уделил анализу новых отношений рабочих и предпринимателей. Он говорил, что лучше будет, если привлекать рабочих к производимым улучшениям в качестве активных участников этих улучшений, а не только пассивных получателей выгод.
Он считал, что контроль над социальными институтами, учреждаемыми на предприятиях, должен быть передан рабочим, насколько это только возможно.
Пигу всегда отстаивал такую мысль: "Хорошая жизнь вырастает на почве товарищества, а не самовластья". Пигу выражал убеждение, что более равномерное распределение дохода будет способствовать благосостоянию. Благосостояние Пигу понимал широко, он не отождествлял его только с уровнем дохода: "Благосостояние, - писал Пигу, - означает, насколько хорошо чувствует себя человек, или какова степень его удовлетворенности". Совершенно очевидно, что эта степень удовлетворенности не определяется только уровнем его дохода, если доход большой, но существует опасность экологических катастроф, окружающая обстановка невыносимая, то человек никогда чувствовать себя хорошо не будет.
Экономическое благосостояние у Пигу связано с понятием условий труда, с состоянием окружающей среды, с характером работы, с положением в обществе, с жилищными условиями, с общественным порядком, с взаимоотношениями между людьми.
 Когда речь шла о благосостоянии, Пигу всегда ставил этот вопрос в зависимость от национального дохода, то есть вопрос о благосостоянии связывал с анализом национального дохода. Именно национальный доход играет центральную роль в его теории. Он рассматривал вопросы увеличения национального дохода, налогообложения, рассматривал систему дотаций, как она должна работать. Кроме того, много внимания он уделил анализа цикличности экономического развития, природы экономических циклов, анализу кризисов, в связи с этим у него есть еще анализ таких проблем как занятость, деньги.

Категория: История экономических учений | Добавил: eklion (08.11.2009)
Просмотров: 3502
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1532
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz