Воскресенье, 05.05.2024, 22:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » История экономических учений

Суть и соц.-экон. корни реформизма (Бернштейн, Каутский, Гильфердинг; 2-ая пол.XIX в).
Ревизионизм. В середине XIX ст., если в капиталистическом способе производства происходили существенные изменения и, как следствие, обострялись социальные разногласия, возникали рабочие объединения, партии и движения, Карл Маркс синтезировал социалистические идеи и классическую экономическую теорию в одно целое, стараясь подвести научную базу под собственную теорию классовой борьбы. В основу его доктрины была положена идея коренного уничтожения капиталистического порядка и построения нового, справедливого общества без эксплуатации, угнетение и насилия.
Экономическая и политическая платформа построения социалистического общества, изложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии», предусматривала революционное (деспотическое) отмену института частной собственности, передачу ее объектов в собственность общества, создание плановой, центрально-управляемой экономики, установление социалистической формы распределения общественного продукта.
Эти идеи приобрели чрезвычайной популярности в конце XIX и в особенности в начале XX ст., что не только оказывало содействие территориальному распространению марксистской идеологии, а и обеспечило ее существенное влияние на программы других партий І движений. Марксизм стал господствующей идеологией рабочего движения, нашел отображения в программах социал-демократических партий. Почти все рабочие партии Западной Европы декларировали как конечную цель рабочего движения - построение социализма.
Вопреки усилием революционных марксистов объединить в границах II Интернационала рабочее движение в одну силу и направить его на борьбу за отмену частной собственности и власти капитала, он распался на несколько направлений, часть из которых сохранила ортодоксальную марксистскую направленность, другая, что опиралась на профсоюзное движение, формировалась на теоретических основах социал-реформизма.
Профсоюза не выходили за пределы экономической борьбы, которая была направлена не столько против капитализма как такого, сколько на получение конкретных социально-экономических благ: повышение заработной платы, улучшение условий работы, увеличение занятости, усовершенствование системы социального обеспечения и предоставление социальных и гарантий, сокращение рабочего времени и др. Именно через их влияние марксистскую теорию революционной классовой борьбы постепенно начинает вытеснять теория эволюционно-реформистского изменения системы, идея политики «социального партнерства». Лишенные радикализма, эти идеи приобретают поддержку в рабочей среде, понимание других общественных слоев, а также начинают влиять на марксизм, что привело к его эволюции. Затем возникают разнообразные трактования марксистской теории вплоть до просмотра самой сути марксистской концепции, ревизии философских, экономических и политических основ учения, к смягчению радикализма его революционных выводов. На этой основе возникают два течения марксизма - ортодоксальный марксизм и ревизионизм.
Социал-реформисты, восприняв основную идею марксизма о построении нового, социальное справедливого общества, не соглашались с марксистской программой революционной его построения; ревизионисты, наоборот, - формально признавали марксизм, были согласные с его основными постулатами, но постоянно поддавали критике, уточняли и пересматривали отдельные его идеи.
Ревизионистское течение в марксизме, что сформировалась в конце XIX ст., репрезентовали лидеры II Интернационала: Карл Либкнехт, Роза Люксембург, Дмитрий Благоев (левое крыло) и Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Рудольф Гильфердинг, Отто Бауер, Отто Шмидт (правое крыло).
Представители левого крыла ревизионизма выступали за немедленное осуществление революционных преобразований, полную национализацию средств производства и их обобществление, за установление абсолютной диктатуры пролетариата, плановой экономики. Теоретической основой радикализма левых ревизионистов стало экономическое учение об эксплуатации рабочего класса международными союзами капиталистов при условиях монополистической стадии развития. Они выдвинули теорию непримиримости классов, призывали к осуществлению революции в мировом масштабе. Ревизуя марксизм, представители левого крыла выдвигали намного радикальные идеи, чем Маркс и Энгельс.
Родоначальником правого крыла ревизионизма стал Э. Бернштейн (1850-1939), что 1899 г. выдал книжку «Предпосылки социализма и задача социал-демократии». Содержание ее отображал новое понимание сути рабочего движения, отличия его новой программы, стратегии и тактики от марксистских. 
Э. Бернштейн доказывает практическую непригодность обоснованной К. Марксом теории стоимости, а затем и теорий цены, заработной платы, добавочной стоимости. Он возражает постулат К. Маркса относительно абсолютного и относительного обнищания пролетариата за капитализма, указывая на новые тенденции в экономическом развитии общества. Автор доказывает, что с развитием капитализм испытает глубокую трансформацию, создаются условия для улучшения качества жизнь, возрастает совокупная частица доходов рабочего класса в валовом национальном продукте.
Он сосредоточивается на анализе новых возможностей, которые открывает капитализм, а именно: дальнейшее углубление процесса обобществление производства, специализации и кооперации; разделение труда, который создает условия для корпоратизации; формирование корпоративных капиталов через продажу акций предприятий, инвестирование сбережений; возрастание возможности участия трудящихся в управлении производством.
Бернштейн утверждает, что корпоратизированный капитал служит объективной основой демократизации и социализации собственности через ее акционирование. Критикуя теоретико-экономические постулаты марксистской теории, Бернштейн пересматривает основную идею марксистского учения - о необходимости революционного переворота как основной предпосылки построения социалистического общества. Он обосновывается теорию «демократизации капитала», которая, по его мнению, полностью опровергает марксистскую идею революционного трансформирования собственности. Бернштейн уважает, что задача обобществления собственности можно решить эволюционным путем, без установления диктатуры пролетариата.
Интересными были его подходы к проблемам колониализма. Бернштейн оправдывал колониальную политику развитых стран, делая ударение на особой миссии цивилизованных народов, которые ускоряют развитие колониально-зависимых стран. Нему належит срок «колониальный социализм».
Важным выводом Бернштейна, который категорически не воспринимали ортодоксальные марксисты, было утверждение о том, что коммунизм не является конечной целью исторического развития человечества, а формы отдаленного будущего непредусмотренные.
От взглядов Бернштейна социал-демократы «открещивались» несколько десятков лет, но ныне за ним все большее признают заслугу основателя теории и политики социальных реформ.
На социал-реформистских позициях стояли также К.Каутский и Р.Гильфердинг, хотя они и старались отмежеваться от берштейнианства.
К.Каутский (1854-1938) в работах «Социальная революция» (1902) и «Путь к власти» (1909) обосновывается неотвратимость эпохи социальной революции как объективно обусловленного явления, подготовленного всем предшествующим развитием человечества. Монополизация производства как закономерный этап развития капитализма, по его мнению, обобществляет экономику и привносит к ней плановое начало, а потому нет необходимости в практических революционных действиях и завоевании власти вооруженным путем, достаточно парламентских методов борьбы за контроль над экономической властью.
Анализируя современные нему процессы - монополизацию производства, империализм как экономический передел мира между союзами капиталистов, колониальную политику развитых государств, он утверждал, что эти явления являются объективными и свидетельствуют о поступательном развитии мировой экономики, которое в перспективе станет картелизованой, избавится межгосударственных разногласий. На этой «ультраимпериалистической» стадии развития капитализма, если большие отраслевые монополии сольются в единого всемирного картеля, возникнут условия для планомерного регулирования хозяйства в мировом масштабе, который, собственно, и будет означать социальный переворот.
Каутский осуждал войну, выступал за мирное решение всех проблем. Его теория «ультраимпериализма» призывала к реформизму как средства общественной перестройки.
Р.Гильфердинг (1877-1941), соратник Каутского, лидер и теоретик II Интернационала. В своих работах, написанных в целому из марксистских позиций, в частности в «Финансовом капитале» (1910), он анализирует главные сдвиги, которые состоялись в экономике и политике капитализма в конце XIX - начало XX ст.: возникновение и развитие системы капиталистического кредита, распространение акционерных обществ как особой формы монополизации капиталов, существование таких экономических явлений, как уставной и фиктивный капитал. И хотя в этой книжке проблема непримиримости классовых интересов относится все еще очень остро, глубокий и всесторонний анализ финансового капитала дал авторові возможность сделать целый ряд уточнений, которые должны были свидетельствовать об объективной неизбежности изменения экономической роли государства. Он и уважал необходимым и объективно обоснованным вмешательство государства в финансовую сферу с целью макроэкономического его влияния на цикличность развития экономики, предотвращение кризисным явлениям. Такое влияние, по его мнению, создает предпосылки для общественного контролирования производства, которое полностью зависит от денежно-финансовой сферы, а итак, дает возможность управлять развитием социальной сферы.
С началом первой мировой войны Гильфердинг, как и Каутский, призывает к эволюционному, реформистскому решению социально-экономических проблем, ссылаясь на то, что монополистический капитализм сам формирует условия для экономических трансформаций, для становления эры «организованного капитализма».
В Гейдельберской программе СДПН 1925 г., теоретическую часть которой написал Гильфердинг, марксистской программе революционной экономической перестройки общества противопоставляется идея сознательного формирования «экономической демократии» - основы социальное справедливого порядка.
Идеи Бернштейна, Гильфердинга и Каутского заинтересовали не только социал-демократов, а и некоторых марксистов. Так, в работах марксистов О.Бауера и О.Шмидта заметная эволюция их взглядов от радикализма к реформизму.
 После победы революции в Росси ревизионисты отмежевываются от Октябрьской революции, называя ее ошибкой, а ее организационная формы - реакционными.  
Позднее ревизионистские доктрины трансформировались в реформистские и стали основанием многих социал-демократических программ.

Категория: История экономических учений | Добавил: eklion (08.11.2009)
Просмотров: 4083
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1558
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz