Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и
развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе
схожие задачи.
•
Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров
рынка, сокращение трансакционных
издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба.
Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с
большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл
создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели
увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных
группировок Центральной Америки и Африки.
• Создание благоприятной внешнеполитической среды.
Важнейшей
целью большинства интеграционных объединений является
укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической,
военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран,
расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в
области развития, наличие добрых отношений с
соседями, подкрепленных взаимными
экономическими
обязательствами, является важнейшим
политическим приоритетом. Страны
Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения,
ясно ставили перед собой именно эту цель.
Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается как
способ укрепить переговорные позиции участвующих
стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что
согласованные выступления от
лица блока стран более весомы и ведут к
более желательным последствиям в области торговой политики. Более того,
региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду
для взаимной торговли, чем много сторонние торговые переговоры, интересы
участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной
Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на
коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
Содействие структурной
перестройке экономики. Подключение
стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические
реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем
рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного
опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны,
подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в
ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие
цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной
форме к ЕС.
• Поддержка молодых отраслей национальной
промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает
дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как
способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий
региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах
Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.
Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс
экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый
межгосударственными органами. Ее предпосылками являются
сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их
географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление
ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных
процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования
преимуществ объединенного рынка, создания
благоприятных внешних условий для
национального развития, укрепления
международных переговорных
позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом
рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.
|