Субсидирование экспорта с
целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать
крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.
Демпинг — метод финансовой
нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний
рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен,
существующего в этих странах.
Демпинг может
осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть
внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий
экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из
следующих форм:
Спорадический демпинг —
эпизодическая продажа из лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным
ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара
превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо
вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить
товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя,
цене на внешний рынок.
Преднамеренный демпинг —
временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с
рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может
означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего
рынка или даже ниже издержек производства.
Постоянный демпинг
— постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
Обратный демпинг —
завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на
внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных
резких колебаний курсов валют.
• Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем
же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой
монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
Как видно, необходимыми
условиями для осуществления демпинга являются:
• различия в эластичности
спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее
эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и
диктовать цены;
сегментированность рынка,
то есть способность производителя отгородить
внутренний рынок, где он продает товар по, высоким ценам, от внешнего рынка,
где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие
транспортные расходы и установленные
государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как
международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами
многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае
обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом
считается продажа товаров на американский рынок по ценам "ниже справедливых”,
наносящая ущерб национальной промышленности. Разумеется, большие сложности
возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для
этого проводят специальной расследование и сравнивают предполагаемые
демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар преобладавшими в
течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется
демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга
является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам
расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние
торговые ограничения в” виде антидемпинговых пошлин.
Антидемпинговая пошлина —
временный сбор в размере разницы между ценами продажи' товара на внутреннем и
внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации
негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Ставку антидемпинговой
пошлины обычно определяют одним из следующих способов:
Как разницу в цене, по
которой товар реально продается на рынке экспортирующей страны и на рынке
импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продается на
рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке
страны-импортера сравнивается с
его ценой на внутреннем рынке
любой третьей страны.
Как разницу в цене, по
которой товар должен был бы продаваться на рынке экспортирующей страны, и цены,
по которой он реально продается на рынке импортирующей страны. Потенциальная
цена продажи товара на рынке экспортера устанавливается на базе суммы издержек
производства, общих издержек, прибыли на продажу на внутреннем рынке и
стоимости упаковки и транспортировки товара в импортирующую страну.
Итак, наиболее
распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии,
кредитование и демпинг. Субсидии — денежные выплаты, направленные на поддержку
национальных экспортеров и косвенную дискриминацию импорта — бывают внутренние
и экспортные. Субсидирование национального производства считается
предпочтительной формой торговой политики по сравнению с импортным тарифом или
квотой. Экспортные субсидии нередко приобретают форму субсидированных
кредитов национальным экспортерам, выдаваемых государственными банками под
ставку процента ниже рыночной, либо государственных кредитов иностранным
импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны,
предоставившей такой кредит (связанный кредит). Крайним случаем субсидирования
экспорта выступает демпинг — продвижение товара на внешний рынок за счет
снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих
странах. Для защиты от преднамеренного демпинга страны используют
антидемпинговые пошлины.
В числе нетарифных средств регултрования
международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях
изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.
|