Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так
и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат
две противоположные тенденции. С одной стороны, -следование принципам открытой
экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения
трудовых ресурсов и населения, а с другой — реальная обстановка в стране
заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает
свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека.
Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной
миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и
других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее.
Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту
прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую
силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз
эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за
границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к
соблюдению следующих принципов:.
• обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
• гарантии возвращения мигрантов на родину;
• обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных
переводов трудящихся-мигрантов;
• содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников,
профессии которых не пользуются спросом;
• ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых
в рабочей силе не удовлетворены;
• совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема
репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития
народного хозяйства;
• предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам.
Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские
меры, призванные защитить интересы собственно населения и национальную
экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для
лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год. Ужесточается
иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила
въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство
претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов,
работающих по контракту.
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей
силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный
характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании
Общего рынка (вступил в силу в 1968
г.) предоставляет гражданам стран — членов ЕС право
поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые
визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г установила правила предоставления
убежища. В декабре 1989 г.
была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
В
Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства
подкрепляется его социальным обеспечением.
|