На пути международной
передачи технологии так же стоят весьма серьезные препятствия, как и на пути
международного перемещения других факторов производства, которые значительно
серьезнее, чем препятствия на пути обычной торговли. Каждая страна стремится
удержать технологию в национальных рамках, запрещая или ограничивая вывоз
новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является главной опорой в
конкурентной борьбе на мировом рынке. Свою роль играют и соображения
национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны
ограничивают импорт технологии с целью ограничения иностранной конкуренции и
сохранения рабочих мест. Национальные технические стандарты также могут быть
несовместимы с иностранной технологией.
Введение государственного
регулирования или контроля за международными передачами технологии может быть
вызвано рядом причин, главные из которых связаны с конкурентной борьбой на
мировом рынке.
Стремление удержать технологическое лидерство. Политика
ограничения методами государственной политики
вывоза передовой технологии традиционно исходит из концепции
технологического лидерства, в соответствии с которой страна, лидирующая в той
или иной технологической сфере, имеет относительное преимущество перед другими
странами в производстве технологически емкой продукции. Однако является ли
технологическое лидерство синонимом экономического лидерства? Отнюдь нет.
Технологический лидер обречен на
высокие расходы по поддержанию своего лидерства, пока оно приносит желаемый
доход. Технологическое лидерство связано с более высоким уровнем расходов на
рабочую силу, на поддержание патентов и
лицензий в силе, на патентование
изобретений за рубежом. Страны, не стремящиеся
к технологическому лидерству любой ценой, могут просто скопировать или
приобрести готовую технологию или произведенные на ее основе товары.
Соображения национальной
безопасности. Государственный контроль направлен прежде всего на предотвращение
попадания технологии производства вооружений и технологии "двойного назначения”
в страны, правительства которых проводят враждебную политику или в отношении
которых существуют данные о возможности перехода к такой политике в будущем.
Наиболее типичным примером наложения запретов на международную передачу
технологии по политическим мотивам является функционирование вплоть до конца
80-х годов Координационного комитета 15 стран НАТО, исключая Францию, по
контролю над экспортом в бывшие социалистические страны (КОКОМ). В период
холодной войны технологические запреты по линии КОКОМ достигали своего
апогея. В те времена в тогдашние соцстраны запрещалось поставлять даже
пуговицы на том основании, что западная технология их производства может быть
разгадана и использована для создания пуговиц, которые пришиваются на мундиры
советских солдат, что укрепит советскую военную мощь.
• Условия международных
соглашений. Во исполнение многосторонних соглашений страны-участницы вводят
государственный контроль за продажей технологии, которая потенциально может
быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного
оружия. Эти виды вооружений считаются особо жестокими, и их производство
подлежит запрету или строгому международному контролю. В соответствии с международными
соглашениями подлежит особому контролю вывоз технологий и научно-технической
информации, которые могут быть применены при создании материалов,
оборудования, имеющих мирное назначение, но могут быть использованы для
создания оружия массового уничтожения.
Механизмы регулирования
Прямое государственное
регулирование вывоза и ввоза технологии осуществляется органами экспортного
контроля, методами таможенного и пограничного контроля. Косвенное
регулирование передачи технологии осуществляется в большинстве стран через
государственную систему регистрации патентов и торговых знаков (пример 11.3).
В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной
технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства.
Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии, считается
государственным преступлением и подлежит преследованию в угол овном порядке. В
большинстве стран незаконная передача технологии, подлежащей государственному
контролю, резидентам других государств карается суровыми мерами наказания
вплоть до пожизненного заключения и смертной казни.
Страны — получатели иностранной технологии
чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и
правопорядка, запрещая ввоз определенных видов технологии, которые опасны для
общества. Зачастую уровень общего технологического развития страны,
стремящейся приобрести иностранную технологию, сам по себе может оказаться
преградой на пути ее передачи. Социальные, культурные различия, разрывы в общеобразовательном
уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран
освоить и применять новейшую технологию, различия в подходах к управлению и
внедрению технологий также могут препятствовать ее международному движению.
Обычно государственному контролю в тех или иных формах подлежит ввоз
технологии производства оружия, химических товаров, наркотиков, спиртных
напитков.
Итак, каждая страна
стремится удержать передовую технологию в национальных рамках путем наложения
явных и скрытых запретов или ограничений на ее вывоз, понимая, что обеспеченность
ею является главной опорой в конкурентной борьбе на мировом рынке. По
соображениям национальной безопасности, политическим и идеологическим мотивам
контролируется передача военной технологии и технологии "двойного назначения”.
Многие страны ограничивают импорт технологии с целью ограничения иностранной
конкуренции и сохранения рабочих мест.
|