Развитие интеграционных процессов
стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов
их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых
связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути
международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось
возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных
объединений на основе многосторонних политических соглашений.
Предпосылки интеграции
Со второй половины XX века вследствие
быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и
усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло
бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная
торговля стала все более дополняться различными формами международного
движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в
результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар,
но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала
создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом.
Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами
и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.
Экономическая интеграция — процесс
экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно
регулируемый межгосударственными органами.
Интеграционные процессы приводят к
развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные
группы стран создают
между собой более благоприятные
условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения
факторов производства, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные
протекционистские черты,
экономический регионализм не
считается негативным фактором для развития
международной экономики, только если группа интегрирующихся стран,
либерализуя взаимные экономические связи, не устанавливает менее
благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими
государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая
экономические связи между странами одной группы, не должен приводить к их
усложнению со всеми остальными странами.
Предпосылки интеграции
следующие:
• Близость уровней экономического развития и степени
рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением
межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами,
либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках
развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между
государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического
развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и
развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе
становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их
эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных
механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об
ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок
действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой
стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с
механизмами более развитых стран.
Географическая близость
интегрирующихся стран, наличие в большинстве
случаев общей границы
и исторически сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с
нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной
географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и
нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран — интеграционному
ядру, — ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие
соседние государства.
Общность экономических и иных
проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики,
политического сотрудничества и т.д.
Экономическая интеграция призвана
решить набор конкретных проблем,
которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно
поэтому, что, например, страны, главная
проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут
интегрироваться с государствами, в которых
развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей
валюты. Также и страны, у которых
главной является проблема
обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами,
обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.
• Демонстрационный эффект.
В странах, создавших интеграционные объединения, обычно
происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического
роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное
психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за
происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например,
наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее
стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных
макроэкономических предпосылок.
•
"Эффект домино”. После
того как большинство стран того или иного региона стали членами
интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами,
неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией
экономических связей стран, входящих в группировку, друг
на друга. Это
нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за
пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного
интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам
просто из-за опасения остаться
за ее пределами. Этим, в частности, объясняется
быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с
Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли —
НАФТА.
|