Вторник, 24.12.2024, 02:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Международная экономика

Становление мирового рынка

                Международное разделение труда заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы.

                Становление простейшей формы внутреннего рынка, где товары сбываются самим производителем покупателю из рук в руки, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Свои рынки имели Древняя Греция, Египет, Китай классической эпохи, Эфиопия и другие страны. С появлением денег между продавцом и покупателем появляется купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

                После возникновения рынков они почти сразу начали специализироваться. Появляются национальные рынки товаров, которые делятся на розничные, оптовые, рынки труда (работорговля), рынки капитала. Эти рынки начали уже ориентироваться на иностранных покупателей.

                С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров, для которого городские рынки становятся тесными. Постепенно такие рынки расширялись до региональных, государственных межгосударственных и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки – это та часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

                Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров на вновь открытые земли, что стало важным фактором развития капитализма. Это послужило стягиванию, перерастанию локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития.

                 

 

 

 

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выхо­дящих за национальные границы. Это и зафиксировал в своих путевых заметках в последней четверти прошлого века за­мечательный русский писатель.

Становление мирового рынка

Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что пред­назначено для продажи, сбывается са­мим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, осно­ванного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Помпеях, в Остии или Тимгаде Римском (Северная Афри­ка). Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживаю­щий на это деньги.

Практически сразу после возникно­вения рынки начали специализировать­ся. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из разновидностей рынка труда была поя­вившаяся в глубокой древности рабо­торговля. Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и заморские рабо­владельцы, были Афины (V в. до н.э.), остров Делос (1-Ш вв. до н.э.), в сред­ние века — Рим, Лион, Венеция, в ХУП-ХУШ веках — Восточная Гвинея, Ливерпуль, Нант, другие западноевро­пейские города.

С XVI до середины XVIII века ману­фактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до регио­нальных, государственных, межгосудар­ственных и, наконец, мировых масшта­бов. Международные рынки, представ­лявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками воз­никли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке. Промышлен­ность была тесно связана с националь­ными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые про­дукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические от­крытия повлекли за собой активное раз­витие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная ба­за перестала отвечать рыночным потреб­ностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продук­ция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требо­вался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу Х1Х-ХХ веков, когда товарное производство в ведущих странах "достигло высокого уровня развития.

Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основан­ных на международном разделении тру­да, и других факторов производства.

Мировой рынок характеризуется сле­дующими основными чертами:

он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за националь­ные рамки;

он проявляется в межгосударствен­ном перемещении товаров, находящих­ся под воздействием не только внутрен­него,    но    и    внешнего    спроса    и предложения;

он   оптимизирует   использование факторов   производства,   подсказывая производителю, в каких отраслях и ре­гионах они могут быть применены на­иболее эффективно;

он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обме­на товары и зачастую их производите­лей, которые не в состоянии обеспе­чить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рын­ке в фазе обмена, выполняет информа­ционную функцию, сообщая усреднен­ные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через кото­рые каждый из участников может оце­нить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударствен­ного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на произ­водство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производи­телю и является центральной катего­рией теории международной экономики.

Международное движение товаров

Главным внешним признаком сущес­твования мирового рынка является пе­редвижение товаров и услуг между стра­нами.

Международная торговля — сфера международных товарно-денежных отношений, пред­ставляющая собой совокупность внеш­ней торговли всех стран мира.

Применительно к одной стране обыч­но используется термин «внешняя тор­говля государства», применительно к торговле двух стран между собой — «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно' к торговле всех стран друг с другом — «международная или мировая торгов­ля». Часто под международной торгов­лей понимают торговлю не только това­рами, но и услугами. Услуги — это тоже товары, но зачастую не имеющие ове­ществленной формы и отличающиеся от товаров по ряду параметров, о кото­рых речь пойдет ниже.

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров — эк­спорта и импорта и характеризуется тор­говым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт — продажа то­вара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт — покупка то­вара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо — разность стоимостных объемов экспор­та и импорта.

Торговый оборот — сумма стоимостных объемов эк­спорта и импорта.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли клю­чевым элементом для признания торгов­ли международной, продажи товара — экспортом, а покупки — импортом является факт пересечения товаром та­моженной границы государства и фик­сации этого в соответствующей тамо­женной отчетности. При этом меняет 'товар собственника: или нет — значения не имеет. Например, если компь­ютер продан (а по сути; передан) американским подразделением IBM своему российскому подразделению, он счита­ется- экспортом США и импортом России даже несмотря на то, что собственником товара; осталась американская компания IBM. В теории платежного баланса, как мы увидим ниже, напро­тив, определяющим является смена то­варом собственника, и продажа россий­ского сырья филиалу американского предприятия, находящемуся к России, будет считаться российским экспортом, хотя сырье не пересекало границу.

Экспорт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характеризую­щими международное движение товаров, которые применяются для всестороннего анализа международной торговли и для практических целей. Торговое сальдо и оборот, как их производные, имеют бо­лее узкое аналитическое и практическое значение и используются реже.

Категория: Международная экономика | Добавил: eklion (13.12.2009)
Просмотров: 5110
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1559
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz