Четверг, 28.05.2020, 10:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Школьный и студенческий сайт

Поиск
Категории раздела
Английский язык
Алгоритмизация
Болонский процесс
Бухгалтерский учет
Государственное регулирование экономики
Деньги и кредит
Защита информации и программ
История экономических учений
Информационные системы
Информационные системы и технологии в финансах и банковском деле
Корпоративное управление
Методички
Менеджмент
Международная экономика
Макроэкономика
Политология
Планирование
Политэкономия
Размещение продуктивных сил
Современная экономическая история
Стратегическое управление
Страхование
Системный анализ
Украинский язык
Учет и аудит
Финансы предприятия
Финансовый менеджмент
Финансы
Экономика предприятия
Экономическое обоснование хозяйственных решений
Экономический анализ
Матпрограмирование
Исследование операций
Основы создания информационных систем
Экономика и организация иновационной деятельности
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Каталог для студента » Международная экономика

Тарифные методы государственного регулирования международной торговли

Виды государственного регулирования международной торговли:

односторонние, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

двусторонние, когда меры тор­говой политики согласовываются меж­ду странами, являющимися торговы­ми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические тре­бования к маркировке, упаковке, дого­вариваться о взаимном признании сер­тификатов качества и пр.

Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулиру­ется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран—членов Евро­пейского союза (ЕС), которые рассмат­риваются в соответствующих главах второй части учебника.

В зависимости от масштабов вме­шательства государства в международную торговлю различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм – государственная политика защиты внут­реннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Комментарии 

Дилемма, что лучше — протекцио­низм, который дает возможность разви­ваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволя­ет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международ­ными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В раз­личные периоды истории внешнеторго­вая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международ­ной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней тор­говли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали от­гораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный про­текционизм концентрируется в относи­тельно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это об­ласти сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой –это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

• селективный протекционизм — на­правлен против отдельных стран или отдельных товаров;

• отраслевой протекционизм — за­щищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аг­рарного протекционизма;

• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в от­ношении стран, в них не входящих;

• скрытый протекционизм — осу­ществляется методами внутренней эко­номической политики.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики.

Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт.

 

Главный инструмент торговой политики

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста мо­жет определяться как:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования внут­реннего рынка страны при его взаимо­действии с мировым рынком;

• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, системати­зированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная територия может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

 

Виды таможенных пошлин

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможен­ных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимае­мый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющий­ся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из ста­тей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ог­раждает местных производителей от не­желательной иностранной конкурен­ции

балансировочную, которая отно­сится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложе­ния (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные ка­чественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уро­вень защиты внутреннего рынка неза­висимо от колебания цен на товар, из­меняются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного това­ра на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость тамо­женной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под  воздействием  многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и администра­тивных (таможенное регулирование) факторов,  применение  адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупот­реблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизирован­ные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в ад­министрировании и в большинстве слу­чаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфичес­кая пошлина в 1000 долл. за один им­портный автомобиль значительно силь­нее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уро­вень защиты внутреннего рынка с по­мощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время эконо­мического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных произ­водителей.

По объекту обложения:

импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обраще­ния на внутреннем рынке страны. Явля­ются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних "регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на от­дельные товары, и имеют целью сокра­тить экспорт и пополнить бюджет;

транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

По характеру:

сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регули­рования международной торговли про­дукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанав­ливается;

антидемпинговые — пошлины, ко­торые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным произ­водителям подобных товаров либо пре­пятствует организации и расширению национального производства таких то­варов;

компенсационные — пошлины, на­кладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб нацио­нальным производителям таких това­ров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в односто­роннем порядке в чисто защитных це­лях от попыток недобросовестной кон­куренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоу­потреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процес­се расследования проводятся двусто­ронние переговоры, определяются по­зиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно ста­новится крайним средством, к которо­му прибегают страны, когда все осталь­ные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

• автономные — пошлины, вводи­мые на основании односторонних ре­шений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего со­глашения, такого как Генеральное со­глашение о тарифах и торговле (ГАТТ) или соглашений о таможенном союзе;

преференциальные — пошлины имеющие более низкие ставки по срав­нению с обычно действующим таможен­ным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развиваю­щихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Об­щая система преференций, предусмат­ривающая значительное снижение им­портных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развиваю­щихся стран. Россия, как и многие дру­гие страны, с импорта из развивающих­ся стран не взимает таможенные пош­лины вообще.

По типам ставок:

постоянные — таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависи­мости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в ус­тановленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие та­рифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяй­ственной политики.

Категория: Международная экономика | Добавил: eklion (10.12.2009)
Просмотров: 7437
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1532
Статистика
Счетчики


Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
Украина онлайн

Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz