Наибольшее развитие интеграционные
объединения различного типа получили во второй половине XX века. Несмотря на
различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных
интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие
черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько
основных ступеней, каждая из которых свидетельствует о степени ее зрелости.
Этапы интегряци
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному
сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения
(табл. 12.1). Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе
между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной
группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними
страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют
третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего
благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых
временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза.
Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных
таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже
не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса,
который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы.
Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными
соглашениями не создается.
На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной
торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену
таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных
тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны
свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского
хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим
межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но
зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития
на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза
(ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и
введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования
торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает
беспошлинную внутри интеграционную торговлю товарами и услугами и полную
свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания
уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих
проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают
форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами,
которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный
секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает
четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны
договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов
производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного
передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства
требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной
координации экономической политики. Такая координация осуществляется на
периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и
правительств участвующих стран, значительно более частых встречах
руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических
ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это
Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и
Секретариат ЕС.
Наконец, на пятом, самом
высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС),
который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения
товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической
политики и унификацию законодательств в ключевых областях — валютной,
бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных
уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим
развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом.
Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым
уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных
органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями
наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без
согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.
Принципиально возможно существование
и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС), который
предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих
функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это
фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю
суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная
группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит
перед собой подобных задач. Основные черты различных уровней интеграционного
процесса сведены в таблице 12.1.
Интеграционные объединения
Интеграционные группировки в международной
экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и
исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более
30 интеграционных объединений различного типа по сравнению с 5-6 в 80-е годы,
когда многие группировки фактически не работали, и 18-20 в 70-е годы, когда прогресс
интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных
объединений в других частях мира.
Классификация основных действующих
интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в
современной международной экономике существует достаточно много примеров
интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития
интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с
поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки
полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее
отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ, Центральноамериканский
общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к
поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из
числа 7 членов Организации
восточнокарибских государств,
называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в
отношении третьих стран.
Принципы оценки интеграции
В рамках международной экономики в
целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом
на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на
пути торговых потоков. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО существует только
одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV
ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон
свободной торговли. В соответствии с правилами перед созданием интеграционных
группировок возможно существование на протяжении довольно длительного времени
"переходных договоренностей”, которые должны приводить к образованию
таможенного союза или зоны свободной торговли через "разумный промежуток
времени” при условии, что торговые барьеры между членами устранены на
"практически все” товары и что барьеры в торговле с другими странами, по крайней
мере, не увеличены.
Для того чтобы оценить, насколько
создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам
международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых
исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их
числе следующие:
региональные торговые соглашения
должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
переходный период не должен превышать
10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
либерализация торговли на условиях
РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой
интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
общий таможенный тариф, вводимый в
рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф,
существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или
даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
правила приема новых членов в
интеграционные соглашения должны
быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
правила определения страны
происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма
внутри группировки;
необходим быстрый
переход к наиболее развитым
формам интеграции, которые
являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают
более рациональное распределение и использование факторов производства;
после создания
интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более
применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами
должны быть установлены ясные правила их применения.
Итак, основными этапами развития
интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона
свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и
политический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли
товарами, включает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих
стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства
и завершается унификацией макроэкономической политики и созданием
надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа
интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях
становления.
|