В современном мире многие страны
решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам
организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для
России. В политической науке переход от одного типа политической системы к
другому обозначаются терминами «политическое развитие» или «политическая
модернизация».
Первые концепции политической
модернизации появились в 50-60-е годы ХХ в. в США. В то время
политическая модернизация понималась преимущественно как заимствование освободившимися от колониальной
зависимости странами
политического устройства и политической культуры западных
стран, прежде всего США. В качестве
основных направлений политической модернизации рассматривались: демократизация
политической системы по западному образцу
(централизованное государство,
парламент, многопартийность, всеобщие выборы), активное сотрудничество развивающихся стран с
государствами Западной Европы и Северной Америки.
Во второй половине 60-х
годов, однако, выявились основные
недостатки первых исследований
политической модернизации. Более
пристальное изучение конкретных политических процессов в развивающихся странах
показало, что в ранних концепциях политической модернизации недооценивались
внутриполитические факторы борьбы за власть, и абсолютизировалось
внешнеполитическое влияние. Попытки
преодоления этих недостатков, с одной стороны,
и усиление интереса к изучению политического развития европейских стран
- с другой, привели к качественно иному пониманию сущности процесса
политической модернизации.
В 70-80-е годы концепция
политической модернизации превратилась в обоснование общей модели процесса
развития цивилизации, суть которой состоит в описании перехода от традиционного
общества к рациональному. В этот период активно разрабатывают теорию
политической модернизации Г. Алмонд, Д. Аптер, С. Верба, Л. Пай, С. Хантингтон.
В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.
Первый тип - оригинальная
модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших
переход к рациональному общественному устройству в результате длительного
внутреннего развития.
Второй тип - вторичная
модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и
пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования
опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся
от колониальной зависимости. В настоящее время в центре внимания исследователей
находятся политические процессы в странах Восточной Европы, Китае, СНГ.
Основное внимание современными исследователями политической модернизации чаще
всего сосредоточивается на трудностях политического развития, кризисных явлениях.
В результате возникли концепции "частичной модернизации",
"тупиковой модернизации", "кризисного синдрома
модернизации". Стало общепризнанным, что модернизация может осуществляться
только при изменении ценностных ориентаций широких социальных слоев общества.
Под политическая модернизацией в
настоящее время понимается возрастание способности политической системы
адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды
институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен
как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными
(способность политического руководства осуществить более или менее эффективное
изменение политической системы) факторами.
Выделяют следующие цели
политической модернизации: создание новых политических институтов для решения
постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение
политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование
рациональной бюрократии.
Политическая модернизация
осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество
характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и
кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов
(идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения), сопровождающих
процесс политической модернизации.
Общей причиной этих кризисов
является характерное для переходного состояния общества противоречие между
новыми универсальными стандартами и старыми традиционными ценностями,
сосуществование новых демократических политических институтов с прежними, рост
неудовлетворенности населения.
Кризис идентичности связан с
проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта (индивида,
группы, социального слоя). В условиях политической идентификации выделяются три
основных типа кризиса идентичности. Первый тип характеризуется требованиями
национального или территориального самоопределения, что мы сейчас часто
наблюдаем в современной России. Второй тип характеризуется социальной
дифференциацией общества, когда резкие социально-классовые различия
препятствуют национальному объединению. Модернизация социально-экономической
системы общества приводит к качественному изменению социального статуса
различных групп населения. Многие прежние группы разрушаются, резко растет
численность маргинальных слоев общества. Это приводит к тому, что люди,
утрачивая свой прежний социальный статус, не знают к какому социальному слою,
они принадлежат, не осознают своих интересов, не имеют четких представлений о
новых правилах политической игры. Подобная ситуация наблюдается в настоящее
время и в нашей стране.
Третий тип характеризуется
конфликтом между этнической и субнациональной принадлежностью.
Одним из типичных проявлений
кризиса идентичности является рост национализма. Разрушение прежних социальных
связей усиливает роль национальности как важного канала социальной
идентификации. Усиление националистических тенденций и настроений связано также
и с преодолением комплекса неполноценности для маргинальных слоев общества.
Подобные настроения часто используются политиками для привлечения масс. Кризис
идентичности характеризуется также социальным патронажем. Политические лидеры
прямо апеллируют к населению, минуя традиционные для цивилизованного общества
каналы.
Преодоление кризиса идентичности
возможно с помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или
территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках
чувства идентичности. Важную роль в решении этой задачи может сыграть система
образования.
Кризис легитимности
обуславливается следующими факторами. Во-первых, не все основные группы
интересов получают доступ к сфере принятия политических решений. Во-вторых,
статус основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе
политической модернизации. Можно выделить характерные черты кризиса
легитимности: отсутствие согласия в обществе относительно политической власти,
признания гражданами процесса принятия решений; чрезмерная конкуренция в борьбе
за власть; политическая пассивность масс, не обращающих внимание на призывы
власти к легитимности; неспособность правящей элиты усилить свое политическое
господство.
В современных исследованиях
выделяются следующие пути преодоления кризиса легитимности. Во-первых,
достижение легитимности возможно за счет реальной демонстрируемой эффективности
режима. Во-вторых, обретение легитимности возможно посредством привлечения на
свою сторону оппозиции.
Кризис участия обусловлен
увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия
решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за
политическую власть. Вместе с тем политическая система переходного общества
развита слабо, вследствие чего не все группы интересов в ней представлены. К
тому же правящая элита может создавать (а часто и создает) искусственные
препятствия для включения в политический процесс социальных групп, заявляющих о
своих претензиях на власть. В результате происходит резкая радикализация
требований со стороны оппозиционных групп, что, естественно, не способствует
политической стабильности. В этом случае возможны три варианта действий
правящей элиты по отношению к политической оппозиции.
Первый вариант - всеобщее подавление
оппозиции путем насилия. Например, Чили времен Пиночета. Второй вариант -
признание законности существования оппозиции, но в условиях постоянного
конфликта. По всей видимости, ситуация в современной России ближе всего к этому
варианту. Третий состоит не только признание оппозиции де-юре, но и
сотрудничество с ней в процессе принятия важных политических решений. Таким
образом, важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов
для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие
в осуществлении власти. Успешное осуществление политической модернизации во
многом зависит именно от способности политической системы переходного общества
интегрировать требования оппозиционных групп интересов.
Два последних кризиса -
проникновения и распределения образуют кризис государственного управления.
Кризис проникновения проявляется в снижении способности государственного
управления проводить свои директивы в различных областях общественной жизни.
Инициируемые центром инновации осуществляются не в желаемом для политической
элиты виде. По мере осуществления решений происходит искажение их смысла, что
часто бывает связано с усилением влияния местных социальных структур, стремящихся
обособиться от влияния извне. С другой стороны, население ориентируется в
большей степени на региональные и национальные обычаи и нормы, а не на центр. В
этом отношении преодоление кризиса проникновения может быть связано с
нахождением разумного компромисса между центром и регионами.
Кризис распределения означает
неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост
материального благосостояния и его распределение, позволяющее избежать
чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующее доступность основных
социальных благ. Современная Россия - характерный тому пример. Тотальная
маргинализация российского общества сопровождается сильным имущественным
расслоением.
Преодоление кризиса распределения
возможно лишь при выполнении ряда условий. Одно и них заключается в том, что
распределение должно осуществляться исходя из интересов наименее преуспевающих
членов общества, людей с наихудшей
исходной позицией.
|