Понятие политической
социализации. Стабильное функционирование политической системы общества,
сохранение целостности социального организма предполагает постоянное
воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое
осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей
политического поведения. Данный процесс получил название политической
социализации.
В современной политической науке
не существует общепринятого представления о содержании, длительности и
стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической
социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом
политических ориентаций, установок и
моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в
политической жизни общества.
Важнейшей функцией политической
социализации является достижение личностью умения ориентироваться в
политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае
человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.
Политическая социализация
представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и
политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает
целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет
процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей
и моделей политического поведения.
С другой стороны, политическая
социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование
предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и
установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в
некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.
Обычно выделяют три основных
уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом)
на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и
политические отношения, уровень
политической культуры. На социально-психологическом уровне политические
ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым
он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической
социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные
ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.
Типы политической социализации. В
зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида
выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают
четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический,
конфликтный, гегемонистский.
Гармонический тип социализации
отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных
институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и
политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной
среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.
Плюралистический тип политической
социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с
политической системой. Значительное количество разнородных политических
субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в
рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не
препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками
политического процесса либерально-демократических ценностей.
Конфликтный тип политической
социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния.
Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса
с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой
борьбы между носителями разных политических субкультур.
Гегемонистский тип
характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и
политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую
культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы,
религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно
характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые
антагонистичны в отношении иных
ценностей.
Этапы политической социализации.
Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В
зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие)
обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.
"Допартиципаторный" -
индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап
охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и
частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно
"первичная" политическая
социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой
индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на
ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.
Американские политологи Д.Истон и
Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации",
"персонализации", "идеализации" и
"институализации". Первая из
них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем,
что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем
власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На
второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры
как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент,
премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц,
олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия
характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более
устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой
стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к
институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты
(государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его
политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики.
Особенность первичной
социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к
политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности
и значения. Поэтому усвоение норм
политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на
эмоциональном уровне.
Агенты политической социализации.
Передача политических ценностей, установок и моделей политического поведения
осуществляется посредством воздействия на индивида конкретных людей и
формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.
Агенты политической социализации
подразделяются на политические и неполитические. Политические. Неполитические.
В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической
социализации тесно переплетается.
На первом этапе политической
социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка
психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей
политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным
источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической
системой (США, Великобритания) существует
сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей.
Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами
политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и
школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического
становления личности.
Школа не только дополняет, но и в
чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в
семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям.
Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных
дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны,
объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная.
Место школы в процессе политической социализации личности в значительной
степени определяется характером политической системы общества. Американская
школа, например, воспитывает молодых американцев в духе
"американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся
американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере
внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в
духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии.
Формирование подобных политических
установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе
политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической
системы.
Важнейшим агентом политической
социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в
друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента
может быть сильнее, чем семьи и школы. Например, в США велико социализирующее
воздействие групп сверстников в рамках относительно замкнутых, локализованных
пространствах типа негритянских гетто, китайских городков. Подобное влияние
является одним из источников девиантного политического поведения.
В современном мире уже на первом
этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации
являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение,
кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют
задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека.
Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение
и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического
манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей
с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ
воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и
актуальным политическим проблемам.
Второй этап политической
социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей
социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни -
овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В
целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в
политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности.
В этом возрасте происходит осознание
собственного "Я" как осмысления своего места в жизни,
сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности,
непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается
параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а
частично и с взглядами сверстников.
Для этого этапа характерна так
называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности
заключаются в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и
модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию.
Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация,
которая характеризуется тем, что человек сам может выбирать и усваивать
определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид
становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого
вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию
человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов
политического поведения.
На партиципаторной стадии число
агентов политической социализации расширяется. В формировании политических
взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения,
общественные организации, церковь, деловые круги, армия.
Третий этап политической
социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных
групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он
характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом
возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной
жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся
политических взглядов.
|