Природа парадигмального мышления.
Несмотря на развитие научного знания содержание
«политики» постоянно остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по
мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность
однозначных интерпретаций феномена политики, стремления поймать ее вечно
ускользающую специфику в границах единожды найденной логики, без доопределения уже имеющихся дефиниций альтернативными суждениями.
Множественность складывающихся образов политики – неоспоримое свидетельство полисубстанциональности политического, как такового. Политическая наука не
терпит претензий на выражение «единственной» истины в знаниях о политике.
Термин «политика» возник еще в Древней Греции (от греч.
polls - город) и первоначально означал различные формы государственного
правления. Так, название одного из первых произведений, посвященных изучению политики,
трактат Аристотеля «La politika» дословно так и переводится: «То, что относится
к государству». Впоследствии за политикой закрепилось множество смыслов: сфера,
линия поведения и действий, способ урегулирования, характер человеческих
отношений и т.д. По мере накопления представлений о свойствах и сущности
политики, полученных с помощью разных областей знания, по мере составления ее
многочисленных типологизаций, классификаций и оценок, подготавливалась почва
для того «информационного шока», который не только разнообразит понимание
политической действительности, но и нередко блокирует саму возможность выделить
в ней нечто главное.
В то же время во всей совокупности научных представлений
о политике существуют и такие теоретические конструкции, которые концептуализируют всю гамму идей, оценок, чувств, представлений. Эти
основополагающие по своему характеру представления о природе и сущности
политики выступают своеобразным теоретическим фундаментом, на котором
выстраивается вся совокупность наблюдений и выводов о разнообразных,
описываемых на протяжении веков, формах государственного устройства, отношений
между элитарными и неэлитарными слоями общества, деятельности структур
институтов власти и т.д. Выражая те или иные принципы понимания политики, эти
основополагающие воззрения задают направленность исследованию данной области
действительности, служат критерием выбора методов ее исследования и отбора
фактов, выступают основанием для соответствующих обобщений и классификаций
политических явлений.
Для того чтобы подчеркнуть специфику такого рода
теоретических построений в общественной науке в целом, в 20-х гг. XX столетия
американский историк науки Т. Кун ввел в научный оборот понятие «парадигма». В
целом он дал более двадцати определений этого понятия, связывая их с этапами
развития научного знания и определения статуса науки. Однако в наиболее общем
смысле он трактовал парадигму как своеобразную логическую модель постановки и решения познавательной
проблемы. Правда, при таком
подходе парадигмальным характером могли обладать любые целенаправленные
исследования, в том числе и посвященные изучению отдельных сторон и компонентов
политической жизни (например, поведения элит, деятельности партийных и
государственных институтов и т.д.).
Вместе с тем фундаментальное значение для политической
науки в целом имеют те парадигмы, которые истолковывают ее природу и сущность, источники
формирования и развития, масштабы распространения, наиболее важные черты и
свойства этой области действительности. Задавая основные единицы измерения политики, подобные теоретические
конструкты формируют целостные, концептуально оформленные представления о
политической сфере, одновременно давая возможность вписать сформированный
теоретический образ политики в более широкие идейные рамки, раскрывающие
сложившиеся у той или иной группы исследователей представления о картине мира.
Все это придает таким парадигматическим представлениям статус и значение
основополагающих теоретических конструкций, которые организуют все политическое
знание и дают начало целым классам доктрин, развивающих их основные идеи.
Организуя мощнейший интеллектуальный поток познания
политики и одновременно воплощая различные способы объяснения ее природы и
сущности, такие концептуальные конструкты превращают политологию в мультипарадигматическую науку, в отрасль знания, допускающую различные способы
теоретической интерпретации политических явлений. Как мы увидим далее, не все
парадигмы обладают одним и тем же значением в общей картине научного знания.
Однако, обладая разными познавательными достоинствами, в своей совокупности они
способствуют необычайно богатому и всестороннему описанию данного общественного
явления.
Фундаментальный характер политологических парадигм
проявляется и в том, что соответствующие подходы к пониманию политики служат
концептуальным основанием не только для сугубо теоретических, но и для
прикладных исследований. Иначе говоря, раскрывая ее внутренние и внешние связи
политики с другими сферами общественной жизни, указанные парадигмы используются
и для разрешения конкретных политических проблем. С высот нынешнего дня можно
увидеть, как в течение веков откристаллизовывались теоретические концепты,
обладающие четко сформировавшейся способностью к целостному и специфическому
описанию природы и сущности политики. Предельно обобщая основания классификации
подобных основополагающих для политологии парадигм, можно отметить попытки объяснения сущностных характеристик
политики действием самых разных - сверхъестественных, природных и социальных - факторов. В силу этого можно условно выделить
соответственно теологическую,
натуралистическую и социоцентристскую парадигмы.
Такая классификация имеет не только логический характер,
исчерпывающий все варианты толкования политики. В самом главном и основном она
демонстрирует, что и в настоящее время не прекращаются попытки вывести природу политики за рамки
социального, объяснить источники и механизмы ее развития, не прибегая к помощи
общественных факторов.
Теологическая парадигма.
Как известно, на ранних этапах существования общества
источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в
рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни. Бог (демиург,
абсолют) полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая
человеком. В рамках заданных им отношений «царь» и «народ» полностью зависели
от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-либо
самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче,
воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа
творцов политики (государства), свидетельствовало о неспособности политической
мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности,
выявить его внешние и внутренние связи.
Это положение сохранялось вплоть до появления трудов
Фомы Аквинского, утвердивших иную интерпретацию теологического подхода.
Средневековый мыслитель исходил из наличия трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от
человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не
только сверхъестественным проявлением божественной воли, но и волей Человека.
Власть выступала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Божественный промысел
формировал самые общие установления власти, а ее реальное, земное пространство
и формы наполнялись действиями услышавших глас Божий людей, обладавших
собственной волей и имевших собственные интересы.
Конечно, удельный вес или авторитет человеческого права
не играл решающей роли в объяснении перипетий политической жизни. Могущество
власти исходило от Бога, а роль и назначение человека состояли в необходимости
точного и полного отражения в своем поведении предначертаний Всевышнего.
Признание властных полномочий Божества означало также внутреннюю
ограниченность, несвободу властных притязаний людей, которые вынуждены были ограничивать свои интересы
соображениями высшей и непререкаемой воли. В эпоху господства тоталитарных
режимов весьма точно копировалась логика политических взаимоотношений людей и
власти, предложенных средневековым философом, - строгую иерархичность, наличие
высших авторитетов, способных «правильно» истолковать все политические и
властные коллизии, недоступные для понимания непосвященных, и т.д. Однако
некоторые важные черты политики и власти, сформулированные теологическим
подходом, проявились не только в деспотиях XX в. По существу история политики
продемонстрировала определенную неподвластность человеку многих политических
связей и отношений, которую теологи связывали с невидимым влиянием Божества.
Даже мыслители, совершенно иначе трактовавшие природу
политики и власти, также отмечали наличие какой-то необъяснимой загадки, тайны
человеческого существования в этой сфере, вечной недосказанности,
недоговоренности в действиях реализующего здесь свои интересы человека. Как
можно заметить, в основе такого подхода лежат не присущие научному знанию
логические и рациональные подходы, а принципы веры, необъяснимой с точки зрения
разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных
условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты,
однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные
характеристики феномена политики. Ряд ученых полагают, что, не получив сегодня
широкого распространения в интеллектуальной среде в силу своей чувственной и
потусторонней заостренности, этот подход сможет проявить себя на следующих
ступенях развития научного знания, накопления новых данных о строении мира.
|