Джоан Робинсон доказывает, что конкуренция в
условиях монопольного производства изменяется, но сохраняется, как сохраняется
и сам рынок.
Дж. Робинсон формулирует теорию несовершенной
конкуренции, в соответствии с которой монополия влияет только на рыночные
соотношения спроса и предложения, создает возможность влияния на цены с целью
регулирования равновесия, но не в силах остановить действие рыночных
механизмов.
Рыночные ситуации, выделяемые Робинсон:
1) Чистая монополия, ситуация, которая означает
владение продуктом, которому нет близкого заменителя (один продавец – много
покупателей). Существование чистой монополии Робинсон связывает с монополией на
факторы производства, особенно на сырье. Монополист влияет на цену, уменьшая
объемы производства, но нижняя граница объемов производства определяется
оптимальными затратами на единицу продукции, а при росте цены будет уменьшаться
спрос, исходя из этого – уменьшаться объемы продаж. По мнению Джоан, чистая
монополия – теоретическое понятие, а не рыночная ситуация.
2) Монопсония, ситуация, когда на рынке работает
много продавцов и один покупатель. Монопсонист может использовать ценовую
дискриминацию и таким способом контролировать рынок, но его власть на рынке
ограничена множеством факторов.
3) Олигаполия – тип рынка, который контролируется
несколькими фирмами. Обычно фирмы объединяются и мешают вступлению других фирм
на этот рынок. В результате там главенствует ограниченное число производителей
однородного или взаимозаменяемого товара. Эта ситуация обеспечивает контроль за
ценообразованием, сохранение полумонопольного состояния, получение
сверхприбылей и дает возможность накапливать капитал (чему конкуренция мешает).
Конкуренция как таковая в олигаполии остается, но в особенных формах: ее
функции стимулирования и уравновешивания экономики ограничиваются, что приводит
к частичной утрате конкурентного эффекта. Поэтому Робинсон называет ее
несовершенной конкуренцией.