Страхование судов
торгового флота.
Практика внешнеэкономической деятельности
по экспорту - импорту товаров и
услуг опирается на
систему договоров страхования,
которые предоставляют
определенные гарантии экспортерам
и импортерам при
возникновении непредвиденных
различных ситуаций и
случайностей. В подавляющем большинстве
внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы
страхования внешнеэкономической
деятельности рассматриваются через
систему договоров морского
страхования. В кругу вопросов
морского страхования входят страхование
морских судов (корпуса
и оснастки перевозочных
и других плавсредств),
страхование карго (перевозимых
грузов) и страхование ответственности судовладельцев. Страхование карго
носит также название
транспортного страхования грузов. Широкое развитие
в последние годы
контейнерных перевозок привело
к выделению в
самостоятельный вид страхования
контейнеров.
Исходя,
из общепринятой практики
страховые компании принимают
на страхование любой
общественный интерес, связанный
с эксплуатацией судна
от любых случайностей
и опасностей во
время плавания или
в период постройки
судна.
В целях
стандартизации договоров страхования,
предоставления выбора страхователю
в страховом покрытии
в практике страхования судов также
применяются различные условия,
объединяющие определенную группу
рисков.
По условиям с
ответственностью за гибель и
повреждение возмещению подлежат:
а)
убытки от повреждений
или фактической либо конструктивной полной
гибели судна вследствие огня,
молнии, бури, вихря,
и других стихийных
бедствий, крушения, посадки
судна на мель, столкновения судов
между собой или
со всякими неподвижными
или плавучими предметами, включая лед, или
вследствие того, что судно
опрокинется или затонет,
а также вследствие
несчастных случаев при
погрузке, укладки, выгрузке
груза или при
приеме топлива, взрыва
на борту судна или
вне его, взрыва
котлов, поломки валов,
скрытого дефекта корпуса,
машин и котлов,
небрежности или ошибки
капитана, механика или других
членов команды или
лоцмана;
б)
убытки от повреждения
судна вследствие мер,
принятых для спасения
или тушения пожара;
в) убытки
от пропажи судна
без вести;
г)
убытки, взносы и
расходы по общей аварии;
д)
убытки, которые судовладелец обязан
возместить владельцу другого
судна вследствие столкновения
судов;
е)
все необходимые и
целесообразно произведенные
расходы по спасению
судна, по уменьшению
убытка и установлению
его размера, если
убыток возмещается по
условиям страхования.
По этим
условиям убытки от
повреждения возмещаются с
применением 3% - ной франшизы, т.е. убытки
не подлежат возмещению, если не
достигли 3% страховой суммы. Убытки
от повреждений возмещаются
без франшизы только
в тех случаях, когда их
причинами явились крушение,
столкновение с другим
судном, посадка на
мель, пожар или
взрыв на судне,
а также при
наличии общей аварии. Убытки
от полной гибели
судна во всех
случаях возмещаются без
франшизы.
Условия
без ответственности за
повреждения, кроме случаев
крушения по объему
ответственности страховщика более
ограничены. При этом же
перечне рисков убытки от
полной гибели судна возмещаются
полностью, а убытки
от повреждений - только
в тех случаях,
если они явились
следствием крушения судна
(посадки его на
мель, пожара или
взрыва на борту
судна, столкновения с
другим судном или
со всяким неподвижным
или плавучим предметом , включая
лед, или вследствие мер,
принятых для спасения
или тушения пожара).
Подлежат возмещению также
убытки от пропажи
судна без вести;
убытки, взносы и
расходы по общей
аварии; убытки, которые
судовладелец обязан оплатить
владельцу другого судна
вследствие столкновения судов;
все необходимые и
целесообразно произведенные расходы
по спасению судна,
а также по
уменьшению и определению
его размера, если
убыток подлежит возмещению
и определению его
размера, если убыток
подлежит возмещению по
условиям страхования.
Условие
без ответственности за
частную аварию предусматривает возмещение убытков от полной
фактической или конструктивной гибели
судна по причинам,
изложенным выше в п. а)
предшествующего условия; убытков
от пропажи судна
без вести; убытков
относящихся к общей
аварии, однако только
в тех случаях ,
когда убытки причинены
оборудованию, механизмам, машинам
и котлам, но
не корпусу судна
и рулю; возмещаются
также убытки, причиненные
тушением пожара или
столкновением с другими
судами во время
спасательных работ, возмещаются
расходы по спасению
судна, по уменьшению
убытка и по установлению
его размера, если
убыток возмещается по
условиям страхования.
Условие
с ответственностью только за
полную гибель судна,
включая расходы по
спасению,
предусматривает возмещение только
при полной гибели ( фактической
или конструктивной), пропажи
судна без вести,
возмещение расходов по спасению
судна.
Условие
с ответственностью только
за полную гибель
судна предусматривает возмещение
убытков только от
полной (фактической или конструктивной ) гибели
судна, вследствие
опасностей, перечисленных выше,
и от пропажи
судна без вести.
Во всей
случаях не возмещаются
убытки, произошедшие вследствие
умысла или небрежности
страхователя,
выгодоприобретателя или их представителей;
не мореходности судна (т.е.
ненадежности или неприспособленности судна
для данного плавания,
отсутствия необходимого снаряжения
или оборудования, необходимого
состава команды, надлежащей
ее квалификации, отправления
в рейс без
надлежащих судовых документов
частей и принадлежностей; форсирования
льда без проводки
ледоколом, погрузки с ведома
страхователя, но без
ведома страховщика веществ
или предметов, опасных
в отношении взрыва
или самовозгорания; всякого
рода военных действий
или военных мероприятий
или их последствий,
повреждения или уничтожения
минами, торпедами, бомбами
и другими орудиями
войны; пиратских действий,
а также гражданской
войны, народных волнений
и забастовок, конфискации,
реквизиции, ареста или
уничтожения судна по
требованию военных или гражданских
властей; потери фрахта,
простоя (включая расходы
по заработной плате
и содержанию команды
во время простоя
и ремонта судна).
Не возмещаются
также другие косвенные
убытки страхователя кроме
тех случаев, когда
по условиям страхования
такие убытки подлежат
возмещению в порядке
общей аварии.
Все перечисленные
условия страхования судов
являются как бы базисными,
проформами для договоров
страхования. По соглашению сторон
они могут расширяться
за счет включения
в них других
рисков.
Так, общепринято
за отдельную премию
включение в договор страхования
военных или забастовочных рисков,
потери фрахта и т.п.
Наряду с
перечисленными условиями
страхования в практике
широко применяется включение
в национальные страховые
полисы некоторых английских
стандартных условий, так
называемых оговорок
Института лондонских страховщиков,
регулирующие те или
иные взаимоотношения сторон
в определенных условиях.
Так, например,
оговорка Института лондонских
страховщиков предусматривает регулирование
взаимоотношений страхователя и
страховщика при возникновении
убытка вследствие столкновения
судов. Так называемая ледовая
оговорка, или гарантии
Института, представляет собой
серию стандартных гарантий
или оговорок, главным
образом навигационного порядка, предусматривающих запрет
застрахованным судам заходить в
опасные воды, особенно в
зимнее время, из - за возникающей
там ледовой опасности.
|